За последние тридцать лет решения сложных задач авиационного проектирования во сне пришли к 79-летнему промышленному художнику и механику на пенсии по крайней мере дважды.
Плоды этих решений - "динамические воздушные змеи" разных форм и размеров - будто танцуют и резвятся в небе, удивляя зрителей. Воздушные змеи Чжана могут делать до девяти движений одновременно. Ветер приводит в движение встроенные в них системы передачи, которые сделаны из простого сырья - бамбука, дерева и нитей. "Самые нужные металлические детали сделаны из банок из-под газировки, потому что алюминиевые сплавы прочные, устойчивые к коррозии и податливые", - рассказывает Чжан, показывая на банку на верстаке у себя дома в городе Сиане провинции Шэньси.
Он разрезает банку на полоски шириной 2 миллиметра, чтобы плоскогубцами сделать из них "зубцы" для привода. Колесо Чжан мастерит из полосок бамбуковой коры. Ось ветряного колеса сделана из карандаша. Чжан просверливает в нем маленькие отверстия, в которые вставляет деревянные палочки диаметром 1,5 миллиметра, чтобы закрепить лопасти пропеллера, сделанные из ткани или бумаги.
"Диаметр отверстия должен быть не больше этой величины, иначе палочка не закрепится как нужно, - говорит Чжан. - Любой мелкий огрех может свести на нет дни кропотливой работы".
Сны мастера сбываются в небеОт дуновения ветра одно из его творений - змей в виде повозки, запряженной лошадьми, который сделан более чем из полутора тысяч бамбуковых полосок, связанных вместе почти пятью тысячами узлов, - приходит в движение. Кажется, что лошади скачут галопом, трясут головами и машут хвостами, а кучер может двигать руками, правя ими.
Чжан родился в семье промышленного художника, отец и дед научили его делать традиционных воздушных змеев, когда ему было всего десять лет. В 1930-х годах его отец прославился в Сиане как изготовитель больших змеев, похожих на маленькие самолеты. Но модернизировать змеев Чжан взялся после участия в первом Национальном фестивале воздушных змеев в Вэйфане провинции Шаньдун в 1986 году, где он представлял свою провинцию. Хотя Чжан и выиграл единственную в тот год для команды Шэньси серебряную медаль, он чувствовал, что змеев нужно улучшить.
"Вэйфан знаменит в Китае традициями и техниками изготовления воздушных змеев. Участие в фестивале открыло мне глаза, - говорит он. - Местные мастера достигли очень высокого уровня в изготовлении традиционных воздушных змеев. И я понял, что если у меня не будет своего уникального стиля, я вряд ли смогу победить".
Сны мастера сбываются в небеВдохновение он почерпнул в книге об изготовителе змеев Вэй Юньтае из Тяньцзиня, которую читал еще в 1950-х годах, когда учился в младшей средней школе. Вэй Юньтай делал змеев, которые, казалось, могли превращаться в разных существ, например, в летящего петуха. Но в 1940-х годах это умение было почти забыто.
Окончив профессиональное училище, где он учился на механика, Чжан, начал изучать работы Вэя, открывать для себя старинные технологии изготовления змеев и улучшать их. После возвращения из Вэйфана он начал придумывать и изготавливать воздушных змеев собственного дизайна. "Первый трудный этап - это придумать конструкцию и систему передачи, но дальнейшее изготовление деталей требует гораздо больше времени и терпения", - рассказывает Чжан. Например, чтобы змей в виде журавля мог одновременно открывать клюв, поворачивать голову, хлопать крыльями и переставлять ноги, Чжан пробует несколько вариантов сборки, чтобы убедиться, что детали подходят идеально.
Сны мастера сбываются в небеЖена Чжана поддерживает его, но признает, что сначала понять увлечение мужа было непросто. "Я совершенно не могла понять эту манию, - говорит 74-летняя Чжан Сючжэнь. - Но я видела, как сильно он радуется даже маленьким успехам, и на протяжении всех этих лет постепенно поняла, что изготовление змеев - это семейное наследие и важная часть его жизни". Сейчас Чжан Сючжэнь и сама умело управляется с воздушными змеями. Для своего мужа, которому она помогает ставить множество экспериментов, она стала верным товарищем. Чжан Тяньвэй ценит ее поддержку и понимание. За 31 год он сделал около 50 динамических змеев, и каждый из них уникален. "Мне всегда хочется воплотить новые идеи в каждом новом змее", - говорит Чжан.
В 1990-х его змеи появились на канадских почтовых марках, а в 2010 году были представлены на Всемирной выставке в Шанхае. Его работы покупали иностранные коллекционеры. Чжана беспокоит, что после смерти его искусство будет утеряно, ведь сделать копии его змеев почти невозможно, не говоря уже о том, чтобы выучиться технологиям изготовления только с помощью чертежей. Чертежи своих змеев Чжан рисует очень подробно и с большой педантичностью, чтобы сохранить свои знания для потомков. Однако ни один из трех его сыновей не увлекается изготовлением змеев.
Так как его искусство является нематериальным наследием провинции, Чжан надеется, что государство сможет оцифровать его чертежи, чтобы они были доступны в формате 3D и молодые люди изучили его уникальные приемы.
Сны мастера сбываются в небе