По словам директора по производству ЗНТ Сергея Гречишникова, уникальность этих катеров в том, что судно имеет барокомплекс, может производить лечебные процедуры для водолазов. Кроме того, катера обеспечивают возможность погружения водолазов на глубину до 60 метров. Имеется также робот - управляемый подводный аппарат".
Как сообщили на предприятии, по сравнению с предыдущим поколением водолазные катера проекта 23040 получили дополнительные функции и оборудование, которые позволяют выполнять не только стандартные операции, но и обследовательские работы с помощью штатного малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата и буксируемого гидролокатора. Кроме того, установленным оборудованием предусмотрена возможность тушения пожаров на кораблях и судах, плавучих и береговых объектах высотой до 30 метров, откачка воды с аварийного судна и подача туда электропитания.
Катера проекта 23040 строятся на ЗНТ с 2013 года. Первоначально завод получил от Министерства обороны РФ заказ на 16 катеров аварийно-спасательного обеспечения, далее серия была доведена до 22.
По словам управляющего директора ЗНТ Сергея Коновалова, в данный момент построены и спущены на воду 19-е и 20-е судна. "До этого мы построили порядка 10 аналогичных судов проекта А-160, и можно сказать, что теперь спустили 30-й серийный корабль. Это огромная серия, по нынешним меркам, в постсоветское время - уникальный случай", - отметил топ-менеджер предприятия.