Поправки в закон о связи обязывают оператора связи раскрывать точный номер отправителя SMS. Получатель должен знать, от кого пришло сообщение. Недавно соответствующий закон уже был принят в первом чтении.
Правительственные эксперты инициативу поддержали, высказав некоторые, скорее технические, замечания.
Как поясняют авторы инициативы, отправка SMS с использованием подмены номеров позволяет отправителям избегать блокировки реальных номеров, с которых распространяются сообщения. К тому же из-за такой скрытности трудно идентифицировать отправителя, а, значит, и привлечь к ответу.
Поэтому коллекторы, например, часто пользуются таким приемом, рассылая должникам сообщения от имени банков, страховых компаний и прочих организаций, пугая людей различными санкциями.
Точно так же и отправители различного спама очень любят прикрываться какими-то вымышленными номерами. Но, если нормы пройдут, анонимная рассылка должна исчезнуть как факт. "В случае проведения проверки органами исполнительной власти соблюдения требований законодательства о связи и о рекламе предлагаемое регулирование позволит выявлять субъектов, нарушивших указанные нормы законодательства", - говорится в пояснительной записке к проекту.
"Такие изменения очень актуальны для сферы связи, так как сегодня возможность скрывать телефонные номера в большинстве случаев используется напрямую с целью обхода требований закона", - сказал "РГ" кандидат юридических наук, управляющий партнер юридического агентства Николай Гречкин.
"Это делают как явные мошенники, с целью незаконного хищения денежных средств со счетов граждан, так и участники гражданско-правового оборота, с целью дополнительного воздействия на своих клиентов и контрагентов. Однако такие действия также нарушают законные права обычных граждан и "развязывают руки" полулегальным организациям, к примеру - недобросовестным коллекторам. В любом случае данный пробел в законе используется чаще всего отнюдь не безобидно, а с прямым умыслом обхода требований закона", - отметил Николай Гречкин.
По его словам, законодательство в сфере связи на сегодняшний день далеко не идеально, и внесенные изменения еще должны пройти реальную апробацию на практике.
Адвокат Оксана Грикевич напомнила "РГ", что в 2014 году в закон было введено понятие "рассылка по подвижной радиотелефонной связи".
"Ее отличает автоматический и массовый характер, использование букв и коротких номеров в имени отправителя, - говорит Оксана Грикевич. - Рассылка должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента. Абонент вправе обратиться к оператору сети с требованием о прекращении рассылки на его номер".
Идея проекта в том, чтобы при рассылке СМС получатель видел реальный номер отправителя. По закону, обработка персональных данных в целях продвижения товаров и услуг путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. То есть абонента. Причем, это согласие должно быть выражено, "посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки". То есть не мимоходом поставить где-то галочку, а надо четко осознавать, на что даешь добро.
Если человек, получивший СМС, не давал согласия на обработку своих персональных данных, он может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу. Вот когда пригодится номер - чтобы знать, на кого конкретно пожаловаться.
За нарушение законодательства о рекламе на юридических лиц может быть наложен штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Правда, как поясняют эксперты, поскольку согласие абонента на получение рекламных рассылок нередко "спрятано" в тексте договора на услуги, гражданин порой даже не понимает, что он одобрил получение смс-рассылок.
"Я полагаю, что с учетом буквального толкования ФЗ "О персональных данных" право на рассылку может иметь только компания, имеющая согласие абонента на получение от нее сообщений рекламного характера, - говорит Оксана Грикевич. - А право оператора "продавать" данные своих абонентов пачками, когда большинство из них фактически не поняли, что они дали согласие на какие-либо рассылки, это неверное понимание закона о персональных данных".
Тем не менее, увы, многие компании сегодня пользуются таким вот облегченным пониманием закона, и различные услуги и рассылки легко навязываются, но трудно отключаются. В итоге, с одной стороны, данные вопросы вроде бы уже урегулированы в положениях закона, с другой - на практике осталось очень много нерешенных и актуальных вопросов.
В конечном счете, людям надо быть внимательней и настойчивей в общении с сотовыми компаниями. Дополнительной помощью гражданам станут и новые поправки в закон о связи.