07.07.2017 14:02
Экономика

Промышленность стала уделять больше внимания подготовке специалистов

Крупные предприятия ищут будущих работников еще в школах
Текст:  Евгения Мамонова
Российская газета - Спецвыпуск: Промышленность №149 (7315)
Получив диплом, приходит молодой специалист на предприятие, а начальник цеха ему говорит: "А теперь, Василий, забудь все, чему тебя учили в институте".
Читать на сайте RG.RU
Россиянин признан самым перспективным инженером в мире

Сегодня руководители промышленных предприятий утверждают, что этот анекдот совершенно устарел. В последние годы они стали уделять гораздо больше внимания подготовке молодых специалистов. А чтобы стали они настоящими профессионалами, помогать им нужно еще в процессе учебы.

Активно сотрудничают с региональными вузами ведущие предприятия Ульяновской области - лидера по количеству крупнейших промышленных предприятий нашей страны. Так, в холдинге "Уральская горно-металлургическая компания" ("УГМК-Холдинг") создан свой Технический университет (ТУ УГМК).

"Его особенность - тесная связь с производственными и научными подразделениями холдинга УГМК, обязательное решение обучающимися реальных практических задач и использование самых современных образовательных технологий, - рассказывает директор по персоналу "УГМК-Холдинга" Виктор Олюнин. - Технический университет вырос из классического корпоративного университета, где реализуются программы дополнительного профессионального образования: тренинги, курсы, программы повышения квалификации и переподготовки. Такое направление успешно работает, каждый год обучая около 9 тысяч сотрудников компании, а также проводит повышение квалификации и стажировки работников других крупных российских и иностранных компаний".

Будущие руководители в специально смоделированной рабочей среде участвуют в деловых играх, решают управленческие задачи

В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) создана специальная система кадрового резерва. "Это целый комплекс мероприятий по выявлению, отбору и системному обучению резервистов, который реализуется совместно с ведущими образовательными организациями страны - такими, как Московская школа управления ШУ "Сколково" и Корпоративный университет Сбербанка, - поясняет директор по персоналу ОАК Любава Шепелева. - Оценка кандидатов проводится независимыми экспертами с применением различных технологий. Например, будущие руководители помещаются в смоделированную рабочую среду, где они участвуют в деловых играх, решают управленческие задачи. По итогам формируется общий рейтинг кандидатов, лучшие из которых зачисляются в управленческий кадровый резерв. Как правило, это молодые активные работники корпорации в возрасте до 35 лет, которые в долгосрочной перспективе будут готовы занять руководящие должности".

Роструд назвал наиболее востребованную профессию в России

В ОАК также ведется совместная работа с профильными вузами, техникумами и даже школами. А еще проводится ежегодный Открытый корпоративный чемпионат по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills. В чемпионате ежегодно принимают участие около 200 сотрудников и экспертов самой ОАК, а также профильных учебных заведений высшего, среднего и начального образования и других представителей авиастроительной отрасли.

"Реальность работы высокотехнологичных компаний такова, что полученные специалистами знания - как технические, так и в сфере управления, быстро устаревают, - отмечает Любава Шепелева. - Поэтому программы дополнительной подготовки для менеджеров очень важны, причем мы стремимся взаимодействовать сразу с несколькими ведущими техническими вузами и делать упор на практику".

Большую работу по формированию инновационного поколения молодых специалистов проводит Союз машиностроителей России.

Чтобы в будущем иметь талантливых инженеров-новаторов, нужно вовлечь в техническое творчество и профильное обучение тысячи школьников

Среди его образовательных проектов - "IT-прорыв", "Неделя без турникетов", программа практик и стажировок "Ты - инженер будущего", реализуемая в целях привлечения и закрепления молодых специалистов, а также успешной профессиональной адаптации студентов на предприятиях машиностроительной отрасли.

Кроме того, союз ежегодно проводит международный молодежный промышленный форум "Инженеры будущего", в котором принимают участие ведущие промышленные предприятия страны. Молодые специалисты обучаются по специальным программам на девяти профильных факультетах: инженерно-конструкторском, инженерно-технологическом, организации производства, радиоэлектроники, аэрокосмическом, авиационном, "Эффективное управление организацией" "Производство" и "Робототехника".

В Москве выпускники инженерных вузов представили свои изобретения

"Системность нашего подхода ко всем образовательным программам и проектам заключается в использовании принципов сквозной подготовки кадров, - рассказывает первый вице-президент Союза машиностроителей России, первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев. - Сквозная подготовка означает непрерывность обучения от школы до послевузовского образования и переподготовки специалистов".

Еще одна важная задача, которая решается за счет тесной связи между предприятиями и учебными заведениями - это популяризация инженерно-технических специальностей. Абитуриенты все еще неохотно выбирают такие направления, отдавая предпочтение юриспруденции и экономике.

Так, в Свердловской области только 56 процентов всех вузовских бюджетных мест отдано инженерным специальностям. Выпускники выбирают физику для сдачи ЕГЭ лишь в 25 процентах случаев. Технические специальности выбирает недостаточно абитуриентов.

"Чтобы изменить отношение ребят к инженерной профессии, УГМК открывает инженерные классы в школах, центры дополнительного технического образования детей, детские технопарки в регионах присутствия предприятий компании, - рассказывает Виктор Олюнин. - И уже с сентября 2017 года мы запускаем проект "Инженериада", нацеленный на организацию поиска, отбора, профессиональной ориентации, развития и дополнительного образования талантливых детей с их последующим поступлением в Технический университет и трудоустройством в организациях УГМК. Чтобы в будущем иметь талантливых инженеров-новаторов, предприятиям и университету компании нужно вовлечь в техническое творчество и профильное обучение тысячи школьников 5-11 классов".

Промышленность Образование