Когда в Москву проездом из Японии в 1974 году привозили "Джоконду", для нее на одном из советских оборонных заводов создавали специальную капсулу, чтобы оградить шедевр от любого негативного воздействия. В футляре были соблюдены все условия по влаге и температуре, он был пуленепробиваемым.
К полотнам Александра Дейнеки, Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Гелия Коржева, Таира Салахова внимание будет не меньшее. Подготовить картины к перевозке, запаковать, отправить - это целый процесс. Для каждого города произведения подбираются индивидуально - это будут самостоятельные выставочные проекты, длящиеся приблизительно месяц.
Оптимальная температура в помещении для картин 20 - 22 градуса, влажность не более 50%. Но не все площадки подходят для экспонирования. В Сочи такой не нашлось. Там полотна Репина, Шагала, Малевича, Серова представят в форме видеоспектакля: картины будут "оживать" на экранах.
Коллекцию картин отправили самолетом в Калининград в прошлую пятницу. Сейчас готовится вторая партия для отправки в Нижний Новгород, но уже на машине. Как говорят искусствоведы, разницы, на чем везти, нет. Для картин создаются все условия, чтобы им было уютно путешествовать.
Прежде чем упаковать, полотна осмотрели реставратор и хранитель музея. Оказалось, что на некоторых нужно менять подрамник, на других - раму, на третьих - кромки холста необходимо привести в порядок. Для картин заказываются полуклиматические ящики: материалы, из которых они сделаны, обеспечивают микроклимат, создают вибро-, шумо- и гидроизоляцию. Вес одного ящика с 5 картинами до 50 кг. После того, как картины привезут, сразу их не распаковывают, они должны свыкнуться с новыми условиями.
В Калининград поехали полотна высотой не более 90 см, потому что большие самолеты из Москвы туда не летают. Картину "Белая сирень" Макса Бирштейна пришлось "раздеть" - снять с нее раму - вместе с рамой она превышала 90 см. Рама поедет горизонтально в одном ящике, а холст с подрамником вертикально в другом. Все картины перевозятся вертикально, лежа холст может провиснуть под собственной тяжестью.
Куда повезут?
Калининград, Нижний Новгород, Красноярск, Сочи, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Владивосток.
Что повезут?
Александр Дейнека - создатель образа "счастливого советского человека". Но это не все о нем. Его полотна - это не "про политику", это мощный заряд энергии, сила, торжество жизни.
Юрий Пименов - наполненные живым светом, движением изящные картины, испытавшие влияние импрессионизма, завораживают до сих пор. Пименов - мастер передачи звуков и запахов.
Гелий Коржев - живопись не для легкого восприятия. Его герои запечатлены в минуты особого душевного напряжения, перелома. Но беды не затмевают на картинах человека - искреннего и самоотверженного.
Как сохранят?
От всех рисков (кража, открытые повреждения - если какой-то сумасшедший захочет плеснуть на картину кислотой) картины застрахованы, как говорят искусствоведы, "от гвоздя до гвоздя", то есть с момента, как ее сняли со своего гвоздя, запаковали, увезли, привезли и снова повесили на "свой" гвоздь в родной галерее, страховка продолжает действовать.
Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи:
- Для музеев Москвы и Петербурга независимо от того, государственный это музей или частный, очень важно демонстрировать выставки своих произведений в регионах. Раньше существовала поддерживаемая государством программа показа столичных выставок в региональных центрах. Сейчас, к сожалению, из-за отсутствия бюджетного финансирования подобные программы сталкиваются с большими проблемами. Окно - это очень серьезная метафора. Яркое, пугающее пространство, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Выставка предлагает открыть окно в Россию, погрузиться в ее историю. Русская живопись этого периода как нельзя лучше отражает историю страны. В ней сконцентрировались мысли и чувства людей того времени: тоска по дворянскому быту, революционный энтузиазм, оттепель, сомнения периода застоя, поиски себя в перестроечные 1980-е. Эти картины должны понравиться регионам.
Прежде чем картина отправляется на выездную выставку, ее осматривают реставраторы. На некоторых нужно менять раму или подрамник, на других полотнах требуется обновить лакокрасочный слой.
Проект "Окна в Россию"