Эту тему Патриарх поднял после Божественной литургии в Николо-Вяжищском женском монастыре под Великим Новгородом, где он был в прошлое воскресенье. Исходная новость об этом появилась на ленте агентства РИА Новости.
Патриарх Кирилл говорил о значении и силе молитвы. "Мы сильны духом только тогда, когда мы в единстве с Богом, когда мы молимся, когда мы получаем от Бога ответ. Тогда мы становимся сильными. Господь ограждает наш разум от дьявольских искушений, от притяжения ко злу. Господь помогает нам критически относиться к множеству сигналов, которые обрушиваются на нас из окружающего мира", - сказал Патриарх.
При этом он также подчеркнул, что "как ни относились бы критически к теме присутствия темной силы в человеческой истории многие современные люди", задача Церкви заключается в том, чтобы "напоминать им о том, что эта сила реальна и что жертвой воздействия этой силы может быть каждый, кто лишен опыта молитвы и кто сам себя отделил от Бога", - цитирует его слова корреспондент РИА Новости. В современной практике Русской православной церкви применяется особый древний "чин изгнания злых духов", и есть случаи облегчения страданий людей по молитвам "духовно сильных пастырей", подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Согласно учению Православной церкви, крайнее проявление воздействия темной силы на сознание человека является "беснованием", когда человек может вести себя, как безумный. Патриарх заметил, что ему "приходилось нередко слышать от специалистов в области психиатрии, что они сталкиваются порой с такими психическими явлениями, которые нельзя объяснить болезнью". И не получая исцеления от врачей, люди в таких случаях - для облегчения недуга - приходят в церковь.
В Церкви действительно есть существующий с глубокой древности чин изгнания бесов. Во время его читаются особые молитвы святых и совершают его обычно только духовно сильные пастыри. В этом нет такого уж взрывающего общественное мнение открытия.
В знаменитой и изданной огромным тиражом книге "Несвятые святые" епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) есть даже специальная глава "Отчитки", рассказывающая в том числе и об опыте "отчитки", свидетелем которой был сам автор - у псково-печерского старца, игумена Адриана. Он рассказывает об удивительном духовном опыте берущихся за это старцев, но предупреждает, что "не все священники способны совершать чин изгнания бесов". А также отмечает, что знаменитый старец о. Иоанн Крестьянкин хоть и считал эту практику правильной, но полагал, что тлетворное воздействие из мира духовного зла исцеляется прежде всего личным покаянием, Таинствами и исполнением заповедей.
Материалистическое презрение или скепсис, с какими привыкли встречать такие новости многие из лидеров светского мнения, спрятаны в их собственных стереотипах. Они привыкли судить о практике экзорцизма, зная ее в идеологической интерпретации не совсем ответственных и духовно компетентных людей. Досужие обывательские представления о том, что бывает и чего не бывает на белом свете, не исчерпывают этой темы. Другое дело, что такие темы действительно очень сложны для широкого публичного понимания. И нужны и духовная смелость, и духовная осторожность, чтобы их поднимать.
Напомним, что Патриарх поднял эту тему в церковной аудитории после богослужения.