Есть песни, которые не просто радуют хорошими мелодиями, но и открывают целый мир, подпитывая слушателей добрыми и светлыми эмоциями и делая всех нас хоть чуточку более позитивными, приветливыми, доброжелательными, светлыми. И позволяют снова разглядеть, что вокруг все-таки так много хороших людей и событий. Песни эти заряжают жаждой жизни.
Тамара Миансарова пела именно такие песни: этот гимн хороших людей "Пусть всегда будет солнце", примирительную и так помогавшую в кратких семейных конфликтах "Давай никогда не ссориться", танцевальную и бесшабашную "Летку-енку", светящегося улыбками "Рыжика". А в "Я тебя подожду" начала насыщать нашу эстраду непривычными для нее досель ритмами - в данном случае с отдаленным влиянием замедленного, чуть "охлажденного" на эмоции и темп твиста…
Ну, и, конечно, "Топает малыш" (в 2005 году Тамара Григорьевна спела этот свой хит и на юбилейном концерте, в окружении детей и оркестра) со словами "топ-топ, топает малыш/ С мамой по дорожке милый стриж/ маленькие ножки не спешат/ Только про себя твердят/ "Топ-топ, очень не легки/ В неизвестность первые шажки"... Кто из тех, кто вырос в 60-е и 70-е годы не делал свои первые в жизни шаги как раз под эту песенку-считалочку?! Ее пели также Майя Кристалинская и Эдита Пьеха, но исполнение Миансаровой было самым участливым и дружелюбным.
Тамара Миансарова, лирическое сопрано, закончила Московскую консерваторию (причем, сразу два факультета - фортепианный и вокальный), в 1958 году завоевала звание лауреата Третьего Всесоюзного конкурса артистов эстрады... Но в ней самой было столько неуспокоенности, творческого запала, непоседливости, жажды новых ритмов, идей, что несмотря на успех в привычных рамках тогдашней советской эстрады Миансаровой порой было тесновато.
Певица Тамара МиансароваМало кто из звезд был тогда так способен на эксперимент, поступок, как она. Казалось бы, будь как все, ведь с таким-то талантом и вокальным диапазоном не пропадешь? Но Миансарова спела "Бабушка, научи танцевать чарльстон" (в ритмах, совсем не поощряемых тогдашним министерством культуры), а затем в 1965 году композитор Юрий Саульский предложил спеть "Черного кота" именно Тамаре Миансаровой. Того самого, которого уже в 1983 году споют Жанна Агузарова и "Браво". Популярной рок-группе "Черный кот" очень помог - быстро вывел в звезды. А вот Тамаре Григорьевне, похоже, наоборот - раздразнил чиновников, снова обвинявших ее в пропаганде "чуждых нам ритмов".
Ну, а год спустя Миансарова с успехом выступила на международном конкурсе песни "Дружба". Но победа обернулась и бедой: в поезде певица ехала на верхней полке. Упала оттуда, больно ударилась головой. Образовалась доброкачественная опухоль, которая с возрастом вызвала серьезные проблемы.
Никто до сих пор точно не знает, отчего уже в начале 70-х Миансарову запретили показывать по телевидению. Возникли сложности с концертами в Москве. Пошел слух, что она уезжает в Израиль. Но это была неправда. Да, уехали Вероника Круглова, позднее эмигрировала Лариса Мондрус. Но Миансарова никуда не собиралась. Однако ее записи на телевидении и радиостудиях размагнитили. Очень мало какие удалось спасти. И то благодаря тому, что сотрудники Телецентра саботировали решение начальства: уносили любимые записи домой, чтобы их не уничтожили. И теперь некоторые из них можно найти в интернете.
А сама Миансарова горевать долго не стала - человек решительный, она на 12 лет уехала из столицы. Стала солисткой Донецкой филармонии и много гастролировала по стране. А в 1988 году, вернувшись в столицу, начала преподавать в ГИТИСе. Снова получила возможность петь и делать новые программы. Одна из них - "Кони привередливые" состояла из песен Владимира Высоцкого. В середине 90-х обозреватель "РГ", тогда работавший в журнале "ТВ-ревю", бывал в гостях и Тамары Григорьевны. Дом напротив филиала Малого Театра в самом центре Москвы, а люди, приходившие сюда, всегда восхищались радушием хозяйки, удивительной атмосферой, которая царила в ее квартире.
Сын певицы и ее первого мужа, пианиста Эдуарда Миансарова, ставшего обладателем четвертой премии Первого музыкального конкурса имени Чайковского (где первое место занял, между прочим, сам Ван Клиберн!) - Андрей Миансаров, за внешнее сходство и пышные бакенбарды в молодости получивший прозвище "Пушкин" тоже стал музыкантом - клавишником групп "Самоцветы", а потом - "Лотос" и "СВ". Внук Тамары Григорьевны - тоже Андрей: ныне популярный московский диджей и электронный музыкант. Дочка Катя - поэтесса.
Кажется, в этой творческой и талантливой семье и не могло быть иначе.