13.07.2017 15:18
Культура

Ушла из жизни звезда эстрады 60-70-х Тамара Миансарова

Ушла из жизни звезда советской эстрады Тамара Миансарова
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №154 (7320)
Одна из самых любимых певиц СССР, спевшая в 1962 году, возможно, самый главный гимн человеческого счастья "Пусть всегда будет солнце" ушла из жизни поздним вечером 12 июля в Первой градской больнице Москвы, куда попала с диагнозом "воспаление легких". Народной артистке России Тамаре Григорьевне Миансаровой было 86 лет.
Читать на сайте RG.RU

Есть песни, которые не просто радуют хорошими мелодиями, но и открывают целый мир, подпитывая слушателей добрыми и светлыми эмоциями и делая всех нас хоть чуточку более позитивными, приветливыми, доброжелательными, светлыми. И позволяют снова разглядеть, что вокруг все-таки так много хороших людей и событий. Песни эти заряжают жаждой жизни.

Рене Папе: Культура должна оставаться вне политики

Тамара Миансарова пела именно такие песни: этот гимн хороших людей "Пусть всегда будет солнце", примирительную и так помогавшую в кратких семейных конфликтах "Давай никогда не ссориться", танцевальную и бесшабашную "Летку-енку", светящегося улыбками "Рыжика". А в "Я тебя подожду" начала насыщать нашу эстраду непривычными для нее досель ритмами - в данном случае с отдаленным влиянием замедленного, чуть "охлажденного" на эмоции и темп твиста…

Ну, и, конечно, "Топает малыш" (в 2005 году Тамара Григорьевна спела этот свой хит и на юбилейном концерте, в окружении детей и оркестра) со словами "топ-топ, топает малыш/ С мамой по дорожке милый стриж/ маленькие ножки не спешат/ Только про себя твердят/ "Топ-топ, очень не легки/ В неизвестность первые шажки"...  Кто из тех, кто вырос в 60-е и 70-е годы не делал свои первые в жизни шаги как раз под эту песенку-считалочку?! Ее пели также Майя Кристалинская и Эдита Пьеха, но исполнение Миансаровой было самым участливым и дружелюбным.

Есть песни, которые не просто радуют хорошими мелодиями, но и открывают целый мир, подпитывая добрыми и светлыми эмоциями

Тамара Миансарова, лирическое сопрано, закончила Московскую консерваторию (причем, сразу два факультета - фортепианный и вокальный), в 1958 году завоевала звание лауреата Третьего Всесоюзного конкурса артистов эстрады... Но в ней самой было столько неуспокоенности, творческого запала, непоседливости, жажды новых ритмов, идей, что несмотря на успех в привычных рамках тогдашней советской эстрады Миансаровой порой было тесновато.

Певица Тамара Миансарова

Мало кто из звезд был тогда так способен на эксперимент, поступок, как она. Казалось бы, будь как все, ведь с таким-то талантом и вокальным диапазоном не пропадешь? Но Миансарова спела "Бабушка, научи танцевать чарльстон" (в ритмах, совсем не поощряемых тогдашним министерством культуры), а затем в 1965 году композитор Юрий Саульский предложил спеть "Черного кота" именно Тамаре Миансаровой. Того самого, которого уже в 1983 году споют Жанна Агузарова и "Браво". Популярной рок-группе "Черный кот" очень помог - быстро вывел в звезды. А вот Тамаре Григорьевне, похоже, наоборот -  раздразнил чиновников, снова обвинявших ее в пропаганде "чуждых нам ритмов".

Ну, а год спустя Миансарова с успехом выступила на международном конкурсе песни "Дружба". Но победа обернулась и бедой: в поезде певица ехала на верхней полке. Упала оттуда, больно ударилась головой. Образовалась доброкачественная опухоль, которая с возрастом вызвала серьезные проблемы.

Дмитрий Хворостовский рассказал, как петь, когда жить больно

Никто до сих пор точно не знает, отчего уже в начале 70-х Миансарову запретили показывать по телевидению. Возникли сложности с концертами в Москве. Пошел слух, что она уезжает в Израиль. Но это была неправда. Да, уехали Вероника Круглова, позднее эмигрировала Лариса Мондрус. Но Миансарова никуда не собиралась. Однако ее записи на телевидении и радиостудиях размагнитили. Очень мало какие удалось спасти. И то благодаря тому, что сотрудники Телецентра саботировали решение начальства: уносили любимые записи домой, чтобы их не уничтожили. И теперь некоторые из них можно найти в интернете.

А сама Миансарова горевать долго не стала - человек решительный, она на 12 лет уехала из столицы. Стала солисткой Донецкой филармонии и много гастролировала по стране. А в 1988 году, вернувшись в столицу, начала преподавать в ГИТИСе. Снова получила возможность петь и делать новые программы. Одна из них - "Кони привередливые" состояла из песен Владимира Высоцкого. В середине 90-х обозреватель "РГ", тогда работавший в журнале "ТВ-ревю", бывал в гостях и Тамары Григорьевны. Дом напротив филиала Малого Театра в самом центре Москвы, а люди, приходившие сюда, всегда восхищались радушием хозяйки, удивительной атмосферой, которая царила в ее квартире.

Сын певицы и ее первого мужа, пианиста Эдуарда Миансарова, ставшего обладателем четвертой премии Первого музыкального конкурса имени Чайковского (где первое место занял, между прочим, сам Ван Клиберн!) - Андрей Миансаров, за внешнее сходство и пышные бакенбарды в молодости получивший прозвище "Пушкин" тоже стал музыкантом - клавишником групп "Самоцветы", а потом - "Лотос" и "СВ". Внук Тамары Григорьевны - тоже Андрей: ныне популярный московский диджей и электронный музыкант. Дочка Катя - поэтесса.

Кажется, в этой творческой и талантливой семье и не могло быть иначе.

Поп-музыка Утраты