Стало известно, что в правительстве обсуждается возможность обязать медиков сообщать в органы опеки о психических расстройствах родителей несовершеннолетних, так как такие родители могут представлять опасность для детей.
До сих пор врачи такую информацию не предоставляли, ссылаясь на врачебную тайну. И были правы - законодательство и служебные инструкции четко регламентируют, что и в каких случаях можно разглашать.
Таких случаев, кстати, немало. Если есть малейшее подозрение, что заболевание пациента связано с преступлением, тем более с покушением на убийство, врач обязан немедленно сообщить в правоохранительные органы. Проще всего в полицию, не случайно поэтому в каждом приемном отделении больниц и даже травмпунктов дежурные врачи держат на виду номера телефонов "своих" ОВД.
О каких болезнях идет речь? Ну, про огнестрельные и колото-резаные раны все понятно - обстоятельства их получения обязана расследовать полиция. Именно так оперативники нередко находили участников криминальных разборок и даже тех преступников, которые, будучи ранеными, сумели уйти от полицейской погони. А к медикам им все равно пришлось обращаться.
Но есть и неочевидные случаи. Например, человек обратился, скажем, с переломом руки, дескать, упал на лестнице в подъезде. Но врач видит и другие травмы, которые можно получить только в драке. По крайней мере, их никак нельзя увязать со случайным падением на лестнице. Или отравление. Врач может заметить, что человеку стало вдруг плохо не от просроченного продукта, а от совсем посторонней и не пищевой добавки. Бывают и весьма двусмысленные истории - женщина просит помощи у гинеколога, но скрывает, что была изнасилована. Врач, понявший ситуацию, невзирая на желание пациентки, обязан сообщить в полицию. Дело-то уголовное.
И вот теперь в этот "черный список" могут попасть психически нездоровые родители. Резон в этом есть - по данным МВД России, только с января по май в этом году от безумных пап и мам пострадали десять малолетних детей, восемь из которых погибли. Некоторые слышали "голоса", которые приказывали убить своих детей. А 10 июля 29-летний москвич до смерти избил двухлетнего сына своей сожительницы.
Сообщать о таких безумцах врачи должны будут не в полицию, а в органы опеки. Но чтобы такое сообщение имело смысл, надо внести изменения в Семейный кодекс, которые позволят лишать родительских прав тех людей, которые представляют социальную опасность для детей и вообще для окружающих из-за психического заболевания.
Понятно, что это предложение вызовет немало споров и возражений и, безусловно, потребует широкого общественного обсуждения. Уже обозначились основные опасения - увеличение количества "искусственных" сирот и злоупотребления при лишении родительских прав. Да и сама экспертиза, которая должна подтвердить или опровергнуть психическое расстройство родителя, весьма дорогостояща и требует высокой квалификации эксперта.
Еще больше усложняет ситуацию возможность временного психического расстройства. Ну, на время расстройства лишить родительских прав необходимо. А когда здоровье восстановится, как быть? Возвращать права обратно? И как все это объяснить ребенку? В общем, придется в деталях продумать процедуру, подготовить не один подзаконный акт. Опять же, согласовать с правозащитниками, особенно детскими.