18.07.2017 16:09
Экономика

На МАКС-2017 обозначили возможные пути кооперации в авиастроении

Текст:  Андрей Андреев (Жуковский)
Кооперация в рамках промышленного кластера как в рамках одного региона, так и между предприятиями нескольких субъектов РФ может стать мощным фактором развития авиастроения. К такому выводу пришли эксперты тематического круглого стола, организованного "РГ" и "Портовой особой экономической зоной "Ульяновск" (ПОЭЗ) на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017.
Читать на сайте RG.RU

По словам губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, сейчас в регионе есть два официальных кластера авиационной и ядерно-инновационной направленности и на их стыке выстраивается уникальная площадка. Правительство РФ дало разрешение на создание еще одной экономической зоны промышленно-производственного типа.

Дмитрий Шугаев: К нашей вертолетной технике в мире пристальное внимание

- Таким образом, - говорит глава региона, - появляется территория опережающего развития, когда рядом - федеральная ПОЭЗ и региональная промышленная зона "Заволжье". В итоге создается большая технологическая долина, которая постепенно превращается в промышленно-производственную зону. Мы считаем, что могли бы в рамках кластерной политики, в том числе с помощью внутрирегиональной кооперации, создать большое количество бизнесов которые бы помогали реализации наших амбициозных планов быть передовыми в технологическом плане. И эта политика распространяется не только на российские компании.

Сергей Морозов привел в пример известное станкостроительное предприятие, которое, прежде чем получило от правительства Ульяновской области согласие на размещение своего проекта в регионе, сначала подписало соглашение о создании своего индустриального парка поставщиков. Они одновременно подписали с регионом соглашение о локализации. И таких примеров много.

При этом глава региона призвал не замыкаться в рамках одного субъекта РФ при реализации масштабных проектов. В том же авиастроении нельзя концентрировать на одной площадке все виды переделов, это вряд ли возможно. Будь то Ульяновская область, которая позиционирует себя, как авиационная столица, или Татарстан, или любой другой регион. В Ульяновской области около 70 предприятий входит в авиационный кластер, но при этом правительство региона намерено просить Минпромторг и Минэкономики РФ подумать, как расширить рамки кластеров за пределы административных территорий субъектов РФ.

- Ни один регион не сумеет осуществить реализацию своей мечты в одиночку, - говорит Сергей Морозов. - При создании суперсовременного самолета, такого, например, как МС-21, должны включаться кооперационные связи в рамках конкретного кластера, и тогда будет обеспечиваться конкурентоспособность. Мы из этого исходим и сейчас, и на этом авиасалоне планируем подписать целую серию соглашений со многими нашими партнерами по работе над Sukhoi Superjet 100, МС-21 и другими перспективными машинами.

Когда иностранные самолеты заменят на российские

По словам замдиректора департамента региональной промышленной политики Минпромторга РФ Дениса Цуканова, сегодня Ульяновской области удалось построить один из самых успешных промышленных парков в стране.

- Основным критерием промышленного кластера является наличие производственной кооперации между предприятиями, - говорит он, - когда каждый участник поставляет продукцию другому, и уровень локализации составляет не менее 20 процентов при производстве конечной продукции. При этом кооперация не обязательно должна быть на территории одного региона.

Более 30 процентов валового регионального продукта в Ульяновской области приходится на долю обрабатывающей промышленности и ключевую долю в ней занимает авиастроение. По мнению чиновника, многие предприятия региона могли бы стать поставщиками комплектующих, например, для "Объединенной авиастроительной корпорации".

Минобороны рассказало о наличии у России лазерного оружия

По словам директора Ассоциации кластеров и технопарков Андрея Шпиленко, если раньше при создании промышленного кластера господдержка шла в субъект РФ, и он сам распределял финансирование, то теперь поддержка оказывается непосредственно предприятиям - участникам кластера. С ними Минпромторг заключает соглашения сроком на пять лет, и они, исходя из этого, могут выстраивать свои инвестиционные планы. Господдержка в этом случае позволяет компенсировать даже ранее понесенные затраты, начиная с 2014 года, в размере до 50 процентов. Таким образом происходит стимулирование промышленного производства в регионе. При этом в промышленный кластер должно входить не менее 10 предприятий, находящихся друг с другом в кооперационной связи.

- В Ульяновской области есть промышленный кластер, - говорит чиновник, - и необходимо его формализовать. Когда кластер попадет в реестр Минпромторга, все предприятия в него входящие, получат возможность субсидировать затраты. И если руководством области будет принято такое решение, это позволит потенциальным инвесторам организовать новое производство и дополнить с помощью кооперации "выпавшие звенья" цепи.

Подводя итоги "круглого стола", в котором участвовали представители крупного бизнеса из разных российских регионов, банкиры, авиастроители, Сергей Морозов сказал, что активная политика Минпромторга дает реальную возможность заниматься не только импортозамещением, что само по себе важно, но и воссоздать кооперационные связи между предприятиями, которые были разорваны в 90-е годы. И правительство Ульяновской области обязательно воспользуемся всеми интересными идеями, прозвучавшими в ходе обмена мнениями на МАКС-2017.

 

Материал подготовлен в сотрудничестве с правительством Ульяновской области

Промышленность Ульяновск Московская область Средняя Волга Столица