20.07.2017 00:10
Экономика

Как корреспондент "РГ" поднялся на Эльбрус

Корреспондент "РГ" ушел за облака. А спустила его оттуда Та Самая Настя
Текст:  Руслан Мельников
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №159 (7325)
- Вы раньше ходили в горы? - поинтересовались в ростовском клубе альпинизма и туризма "Планета". - Нет? Тогда почему сразу Эльбрус?- А чего мелочиться?
Читать на сайте RG.RU

В ответ прозвучало скептическое "ну-ну". И лишь познакомившись с помощницей нашего инструктора Настей, понял, что покорить Эльбрус непросто. В ростовском клубе ее называют Та Самая Настя из-за удивительной статистики: восемь неудачных попыток восхождений на одну удачную. На Эльбрусе девушка регулярно попадала на плохую погоду, а однажды чуть не отморозила ноги. Но всякий раз неунывающая Та Самая возвращалась на любимую гору.

Более трети москвичей променяли долгий отпуск на короткие поездки по России

...На горизонте показалась белоснежная двугорбая вершина Эльбруса.

- Там можно найти всякое, - рассказывает наш инструктор Роман. - На западной вершине как-то появилась 32-килограммовая гиря. А в другой раз представитель одной из федераций пауэрлифтинга затащил и оставил на Эльбрусе 75-килограммовую штангу. Только это понравилось не всем. Многие считают Эльбрус священной горой. Поэтому вскоре спортивный снаряд с вершины исчез. А в правоохранительные органы поступило заявление о краже штанги с Эльбруса.

В Баксанском ущелье начинаются акклиматизационные пытки. Жара. Ходьба. Вверх-вниз. Мозоли. Разболевшиеся зубы, удивительные горные пейзажи и язык на плече. Водопад "Девичьи косы", метеостанция на высоте 3000 метров, гора Чегет с чудесным видом на Эльбрус и похрустывание под ногами июльского снега. Потом канатка, еще одна и еще. Внизу проплывает застывшая эльбрусская лава. Высота - 3800.

Заселяемся в альпинистский приют "Бочки". Катастрофически не хватает кислорода. Резкие движения сбивают дыхание, которое потом трудно восстановить. Учимся двигаться медленно.

На такой высоте трудно заснуть. Хватаю ртом воздух в ночи и слушаю, как портится погода. Лупят молнии, дождь превращается в секущую крупу. Снаружи будто беснуются горные духи. Ветер раскачивает "Бочки". А ведь катиться с такой высоты придется долго. Кстати, по словам Романа, прецеденты были: установленные выше приюты уже сдувало. Вспоминается и рассказ инструктора об альпинисте, выругавшемся в адрес Эльбруса. Бедняга погиб от удара молнии: разряд прошел через поднятый к небу ледоруб.

Днем погода улучшается и продолжается акклиматизация. Но теперь все гораздо суровее.

- Идем за мной, - распоряжается Роман. - В сторону не отходить. Здесь трещины в леднике. Недавно при мне вон там вырубали замерзшего альпиниста. И вообще тут полно трупов, которые еще не оттаяли. И это не пустая пугалка. Чуть выше "Бочек" - у "Приюта одиннадцати" - над снегом чернеет скала с табличками в память о погибших на Эльбрусе. Имен там немало. По статистике, обманчиво простая для восхождения гора с двумя вершинами ежегодно забирает жизни до двух-трех десятков человек. Главная опасность на такой высоте - самоуверенность восходителей, переменчивая погода и горная болезнь.

Кстати, после выхода за облака у Скал Пастухова на 4800 метров я впервые познакомился с "горняшкой". Идем после ночевки в белой пелене, которая становится все гуще и злее. Снег залепляет лицо и очки. С горящими фонариками на касках, в стальных кошках на ногах идем гуськом, словно горные тролли. Дыхание сбивается. Опущенная на лицо балаклава отсекает остатки воздуха. Душит затянутый под подбородком ремешок каски. Отправляю каску в рюкзак, а группа уже растворилась в белой поземке. Быстро догоняю ее и чувствую, что дыхалка сорвалась окончательно.

Корреспондент "РГ" провела отпуск в стойбище хантов на Крайнем Севере

Подъем кажется бесконечным. Скалы где-то позади. Сквозь метель едва пробивается свет. Так здесь встает солнце. Под ногами опасная Косая Полка - узенькая, невидимая в метели тропка на склоне с обозначенной флажками границей. Флажки тоже теряются в воющей белизне. Кошки с хрустом впиваются в выглаженный ветром снежно-ледяной наст.

- Контролируйте каждый шаг, - слышу голос Насти. - Соскользнете с Полки - скатитесь в трупо-сборник. Оттуда уже не вытащат.

Трупосборник - это ледниковые трещины под Полкой. Название зловещее, но точное: попавшего туда человека уже не найти.

- Не спешим. Раз, два, три... - доносится из ниоткуда голос Насти.

Как у этой девчонки вообще хватает сил разговаривать?! Впереди вешка. Здесь небольшая трещина расколола Полку. Но провал можно перешагнуть. А потом время и пространство теряют смысл. Несколько раз обнаруживаю, что вроде бы двигаю ногами, но при этом почему-то стою на месте. Странное ощущение.

- Полка заканчивается! Там седловина, - подбадривает Настя.

Главное - не взойти на вершину, а вернуться. А гора может подождать

Делаю шаг, другой и вдруг понимаю, что лежу в снегу, как беспомощный младенец. Судорога крутит коленные суставы, но шипы кошки уперлись в снег под правильным углом. Наверное, поэтому я не скатился вниз. Пытаюсь подняться. Падаю снова. Ног будто нет. Встревоженная Настя заглядывает мне в глаза и видит там что-то, что ее совсем не радует. Ставит диагноз: "Горняшка". Чувствую во рту мерзлый, твердый, как эльбрусский лед, шоколад. Потом полуостывший чай из термоса. И вдруг понимаю, что в меня впихивают какие-то таблетки. Пытаюсь протестовать.

- Глотай! - Голос Насти непреклонен. - Буду бить по лицу!

"Ох, какая ты неблизкая и неласковая" - вертится в голове.

- Спускаемся вниз.

То есть как это? Мы же почти на седловине. А оттуда до вершины рукой подать.

- Сделаю укол - станет легче. Ты сейчас в таком состоянии, что без него никак. - Настя настроена решительно, и угроза уколов, которые я ненавижу с детства, заставляет меня подняться.

Как стимулируют развитие туризма на Дальнем Востоке

Получилось! Стою. После яростного спора приходим к компромиссу: идем вниз, но без укола. Медленно переставляю непослушные ноги. Пытаюсь перешагнуть разлом у вешки. Нога уходит в бездну. Еле выкарабкиваюсь.

...Задним числом все отчетливее понимаю, что, развернув меня в конце Косой Полки и сопроводив вниз, Та Самая Настя спасла мне жизнь. И ты уж извини, Настена, что не поднялась на вершину, пополнив из-за меня свою статистику неудачных восхождений.

Мы повернули на высоте 5300. До самой высокой точки Эльбруса оставалось еще 342 метра. В тот день до нее добралась лишь половина нашей группы. Некоторые спускались на уколах и таблетках. Еще одна группа, которая стартовала с нами, повернула в полном составе. А третья чуть не потеряла человека. Он сорвался с Полки, чудом успев схватиться за страховку.

- Главное - не взойти на вершину, а вернуться. А гора может подождать, - говорит на прощание Роман. И ведь не поспоришь.

Справка "РГ"

Что нужно знать об Эльбрусе

Западная вершина Эльбруса (5642 метра над уровнем моря) манит экстремалов и любителей гор со всего мира. В сезон сюда пытаются подняться до 200 групп в месяц. Наиболее оптимальными для восхождений считаются июль-август. Восхождение на Эльбрус возможно с трех сторон - юга, севера и востока. Для восхождения с запада необходима серьезная альпинистская подготовка. Наиболее популярным является южный маршрут - от приюта "Бочки", который по российской классификации имеет сложность 2А.

Физически здоровый человек способен подняться на Эльбрус, но к восхождению нужно готовиться заранее. Также следует учитывать, что "горная болезнь" может внезапно свалить любого и проявляется она по-разному: вплоть до отека легких или мозга. Порой миниатюрные хрупкие девушки переносят подъем на высоту легче, чем тренированные атлеты. Но в любом случае новичку без опытного инструктора на Эльбрус идти не следует.

Стоимость восхождения с акклиматизацией - около 30 000 рублей.

Есть и более дорогие программы. Плюс нужны деньги на прокат снаряжения (5000 - 10 000 рублей), ратрак и другие непредвиденные расходы.

Корреспондент "РГ" побывал на Эльбрусе
Туризм