Интернет-поддержка
Однако, если вы режиссер, сценарист или даже продюсер и собрались снять свой фильм - так же быстро ли соберете необходимый миллион на подобном сайте и хватит ли вам этих денег? Из знаменитых историй успеха на том же ресурсе можно назвать новые фильмы Гарри Бардина "Три мелодии" (около 2 млн рублей), "Миры Маргариты Тереховой" (более 1 млн 200 тысяч рублей), "Empire V" по роману Виктора Пелевина (почти 8 млн рублей), "Русский бес" Григория Константинопольского (полтора млн рублей), "Учебник счастья" по Григорию Померанцу (около 1 млн рублей) и другие.
При этом у нас существует онлайн-платформа "Пилигрим", где можно бесплатно смотреть российское авторское и независимое кино и поблагодарить (материально) создателей фильмов. Наугад выбираю фильм Ивана Вырыпаева "Спасение", который уже побывал в прокате. На него пожертвовали… около 13 тысяч рублей. Между тем на сайте можно найти интересные фильмы, в том числе и документальные, и короткометражные, которые не шумели в прокате в отличие от многих отечественных блокбастеров. Если их поддержать рублем, создатели смогут вложить средства в новое кино. По сути, "Пилигрим" открыл в России новую форму онлайн-дистрибьюции, где зрители сами могут решить, кому и сколько им заплатить, исходя лишь из качества фильмов. Среди режиссеров, представленных на "Пилигриме": Николай Хомерики, Бакур Бакурадзе, Владимир Мирзоев, Роман Либеров, Оксана Карас, Антон Бильжо, Павел Руминов, Михаил Местецкий, Нигина Сайфуллаева, Владимир Бек, Елена Демидова, Аксинья Гог и многие другие.
Но, что же делать кинопроизводителям, если они - не Антон Долин. То есть не медийная раскрученная личность, а фильм снять хочется. Ориентироваться либо на частных инвесторов или спонсоров, либо идти за финансовой помощью к государству.
Эксперты из Фонда кино
Как раз на следующий день после выхода номера в печать начнутся питчинги - представления проектов - компаний не лидеров отечественного рынка в Фонде кино. Напомним, что организация поддерживает кино коммерческое на возвратной или невозвратной основе. Какие фильмы получат деньги, а значит, имеют все шансы быть снятыми, решает солидный совет экспертов. Правда, некоторые члены совета фигурируют и в списках тех, кто просит денег на кино. Таковы правила. Компании-лидеры в Фонде кино в этом году уже защищались. Из 24 проектов Фонд кино отобрал 16. И, по крайней мере, можно быть уверенным, что мы увидим фильмы "Притяжение 2", "Последний богатырь", "Тренер", "О чем говорят мужчины-3", "Союз Спасения", "Конек Горбунок" и другие. Означает ли, что без денег Фонда кино эти и другие картины не снимут? Нет. Потому что компании просят у государства лишь часть бюджета. Остальные средства обеспечивают сами - из денег своих или тех партнеров, кто готов инвестировать в кино. Средняя цена коммерческого проекта - более 600 миллионов рублей. У Фонда кино, как правило, просят порядка 100 -150 миллионов.
Отбор Министерства культуры
Если будущий проект - некоммерческий - авторский, документальный или рассчитан на детскую аудиторию - прямая дорога за финансовой помощью в министерство культуры. Там на защите проектов также встретят строгие эксперты, которые зададут много вопросов по поводу того, сколько и каким образом вы собираетесь потратить на фильм. И как потом окупить затраты. В этом году минкульт уже определился - куда вложить деньги. Так, что касается авторских проектов, из 73 получат деньги 39. Приблизительно 30-35 млн рублей каждый. Еще 17 проектов занесены в резерв. Теперь зрители могут с нетерпением ждать, например, новый фильм Андрона Кончаловского "Грех" - о Микеланджело, и такие картины, как "Элефант" Алексея Красовского, "Подбросы" Ивана И. Твердовского, "Дядя Саша" Александра Гордона и "Феи" Анны Меликян. Кстати, продюсер последней на защите вменяемо объяснила, почему ей нужно много денег. Для фильма, общий бюджет которого 124 миллиона рублей, понадобится создать историческую компьютерную игру. Потому что главный герой в исполнении Константина Хабенского - глава компьютерной империи, который неожиданно видит себя в облике Христа на фреске авторства Андрея Рублева.
Жанр детского кино у нас в упадке, поэтому режиссеров, которые решаются снимать для такой аудитории, нужно холить и лелеять. Но из 19 заявок в министерстве культуры решено поддержать 8, и столько же занесено в резерв. Поддержат, например, новые серии любимого "Ералаша", а также такие фильмы, как "Братство бессмертных" Елены Хазановой - история неизлечимо больного мальчика, который, находясь в хосписе выдумывает для себя другой мир. Гоша Куценко и Чулпан Хаматова уже дали согласие на съемки. Или лента "Зимняя поездка к деду" Евгения Герасимова. Режиссер сыграет и главную роль в картине, собственно деда, к которому отправляется - 14-летний Артем. Мальчик мечтает войти в юношескую сборную страны по сноуборду. Но на соревнования его не отпускают родители. Их, кстати, сыграют Петр Федоров и Юлия Пересильд. В среднем бюджеты детских фильмов составляют около 90 миллионов рублей.
Что удивительно на дебюты режиссеры просят денег поменьше - примерно половину этой суммы. Видимо, еще стесняются. Заявок на дебюты было в этом году подано 28. Деньги даже половина из них не получит. Восемь проектов - в резерве. Тут интересна, скажем, киноистория "Юморист" - режиссерский дебют Михаила Идова. Неделя из жизни вымышленного советского юмориста Бориса Аркадьева, который переживает личностный кризис во время турне в Юрмалу в 1984 году. Или "Рейтинг" - Александра Чернова про парня, который превратился в говорящего пса. Кстати, в первом случае, помимо министерства культуры, авторы обратились в западный фонд "Евримаж" - и это еще один путь поиска денег на свое кино.
Западные фонды, фестивали и киноорганизации охотно поддерживают молодые таланты. Однако обращаются к ним за помощью лишь единицы. Почему так происходит? Иногда из-за незнания иностранного языка, порой из-за неверия, что все возможно. А еще преградой может стать тот факт, что если кинематографисты просят такую финансовую помощь, то проект должен быть интересен и на международном уровне.
…Как-то на своем мастер-классе режиссер Даррен Аронофски вышел к аудитории, помахивая золотым айфоном, и начал с того, что даже слушать не хочет про то, что кто-то сегодня не может найти деньги на кино. В наше время фильмы снимаются и на айфон. Возможности действительно велики - были бы идеи. Но если лень обращаться к специализированным сайтам, а также в фонды и государственные организации - можно попробовать заинтересовать своим проектом отдельно взятого олигарха. По крайней мере, сегодня известен тот факт, что к сфере кино проявляют интерес Роман Абрамович и Александр Мамут. Попытайтесь увлечь их своим кино.