Об этом и многом другом в рамках международного авиационно-космического салона МАКС-2017 в интервью "РГ" рассказал председатель совета директоров ПАО "Русполимет" Виктор Клочай.
Виктор Владимирович, какие новинки вы привезли на МАКС-2017, что готовы предложить отечественным и зарубежным компаниям?
Виктор Клочай: Главная новинка, если так можно выразиться, заключается в том, что теперь мы осуществляем на нашем предприятии весь передельный цикл, начиная от руды и до конечного изделия. Это и выплавка, и кузнечный передел, и последующая кольцепрокатка, мехобработка и так далее. К примеру, здесь мы представили цельное кольцо для внешнего контура двигателя. Раньше этот элемент собирался из нескольких, нужны были сварочные работы, а это уже совсем другая трудоемкость. Мы решили эту проблему.
Отмечу, что ранее на выставке "Металл-Экспо" мы представляли продукты точной механообработки. Это различные компоненты, которые идут сразу на сборку в авиации, машиностроении, энергетике. Тенденция развития наших отношений с покупателями такова, что они хотят получать готовый продукт, не возиться со стружкой, грубо говоря. Такие гиганты авиационной индустрии, как рыбинское НПО "Сатурн", "Пермские моторы", завод "Салют" производят двигатели нового поколения, и заниматься черновыми работами - не их дело. Мы наращиваем наши мощности, компетенции в этом направлении, закупаем оборудование, обрабатывающие станки, вкладываемся в обучение персонала. Это следующий шаг в нашем развитии, потому что оставаться сырьевым заготовительным производством было бы неправильно.
Ожидается ли по итогам авиасалона заключение новых контрактов?
Виктор Клочай: На МАКСе запланирована серия переговоров с нашими традиционными партнерами, покупателями. Казалось бы, это можно сделать и в другое время, и дистанционно, но мы считаем, что личные контакты ничто не заменит. К тому же выставка дает старт договорной кампании, здесь мы намечаем "дорожные карты" по реализации проектов, работа по которым начнется уже в 2018 году.
Ожидаются переговоры и с иностранными партнерами, но стоит отметить, что пока экспорт у нас не сильно развит просто потому, что раньше не было высокотехнологичных продуктов, которые сейчас мы уже научились делать. Поэтому увеличение экспортных продаж - один из наших приоритетов сегодня. Для этой цели в ближайшее время - ориентировочно 25 июля - откроем офис в Дюссельдорфе, там уже сформирован штат.
Интерес к нашей продукции за рубежом есть. К примеру, сейчас мы ведем переговоры с несколькими индийскими компаниями, которые связаны с авиастроением и космической отраслью. Мы уже посещали их заводы, ждем ответного визита.
И это не говоря о наших традиционных партнерах. К примеру, у нас долгая история отношений с компанией Pratt&Whitney (производитель двигателей, - Прим. "РГ"). Сначала это была работа в убыток, так как надо было подстроиться под требования заказчика, пройти различные международные сертификации, закупить испытательное оборудование. В целом порог вхождения в эту отрасль достаточно высокий. Но надо отдать должное, они отнеслись к нам достаточно внимательно, и мы смогли доказать свое право, чтобы к нам относились на равных с другими поставщиками.
В целом же стоит задача довести поставки за рубеж с 15 миллионов евро в год до хотя бы 50 миллионов или до 35 процентов от общего объема производства.
Ранее вы озвучивали планы увеличить объем производства в текущем году на 22 процента, насколько это выполнимая задача?
Виктор Клочай: В прошлом году объем производства у нас снизился с 8,3 до 7,8 миллиарда рублей. Это связано с событиями на Украине, там мы потеряли более 1 миллиарда рублей продаж, но этот процесс начался еще в 2015 году по объективным причинам и был ожидаем. Но на других направлениях мы показали рост, в том числе в атомной энергетике ("Росатом" активно реализует программу импортозамещения), по отдельным предприятиям авиационной отрасли.
В текущем году мы хотим поднять объем продаж до более 9 миллиардов рублей, и по итогам первого полугодия этот темп удается выдерживать. То есть мы не только отыграем потери прошлого года, но и выйдем в ощутимый плюс.