Итак, экс-прокурор г-жа Поклонская собрала уже сто тысяч подписей против показа фильма Алексея Учителя "Матильда". Она вообще продемонстрировала похвальную активность: ни разу не посмотрев еще не завершенный фильм, сумела уличить его во всех кощунствах и попытке оскорбить чувства. Приняла участие в крестном ходе в Екатеринбурге, пройдя весь скорбный путь от места расстрела семьи последнего императора до Ганиной ямы, где на месте упокоения останков был воздвигнут монастырь. Интернет разнес по миру фото экс-прокурора, ныне депутата, прижимающего к груди портрет с ликом Николая II так экстатически, словно это уже икона.
Такое время: любое безумство становится акцией, лакомой добычей масс-медиа и так заражает безумством сотни тысяч сограждан, еще менее знакомых с объектом травли. Незначительный, в сущности, исторический факт любовной связи будущего царя с талантливой и неотразимо хорошенькой балериной рьяно отрицается просто "по щучьему велению, по моему хотению", и на этом зыбком основании строятся далеко идущие обвинения. Распаленные единомышленники и профессиональные бузотеры уже угрожают поджигать кинотеатры, где будет демонстрироваться картина, - создается атмосфера истерии на абсолютно пустом месте, потому что в готовом виде фильм еще не видел никто, а опубликованные трейлеры, как им и положено, должны заинтриговать толпу, но о фильме никогда еще не давали никакого представления.
На пустоте возник мыльный пузырь, который уже так раздулся, что обречен лопнуть с устрашающим грохотом. Фильму - богатому, но, судя по трейлерам, не имевшему амбиции стать шедевром - уготован бешеный кассовый успех: о нем говорит вся страна, включая и ту ее часть, который в кино не бывала с советских времен. Имя Матильды выучили младенцы, а режиссер Учитель получил славу, равной которой не было у титанов мирового кино: о нем узнали даже самые далекие от искусства люди. К этому имени теперь намертво приклеился ярлык очернителя святынь, и те, кто никогда не видел ни кадра одного из ведущих режиссеров России, уже заранее его ненавидят. Можно теперь прогнозировать и отказ перепуганных киносетей прокатывать картину - кому нужны пожары в кинозалах с возможной гибелью людей! Да и сам просмотр картины в таких условиях может стать актом героизма. Истерика.
И все, повторяю, на абсолютно пустом месте. Словно в стране больше нет неотложных проблем.
Не позавидуешь мастеру, который должен творить в таких условиях. Скромный экс-прокурор Крыма сделала почти невозможное: орудуя никем не виденным фильмом, поставила на дыбы страну, натравив людей на его создателя. Это говорит только о том, до какой степени накалена сейчас общественная ситуация, если из такой, в общем, не стоящей внимания искры разгорается пламя, способное для сотен тысяч людей снести остатки здравого смысла. И уже бродит по сетям устрашающе абсурдное заявление Всеволода Чаплина: фильм, буде показан, непременно уничтожит Россию.
А перед нами всего только кино, созданное для радости, развлечения и коллективных раздумий. Цветные тени на белом полотне. Легенды и мифы современного мира. Страна спокойно выдержала и признала классикой фантазии Эйзенштейна о штурме Зимнего, Иване Грозном и Александре Невском, каких никогда не существовало. Пародию Гайдая на хождение по воде аки по суху. Гомерический хохот Протазанова над церковными делягами и легковерной толпой. Кино уже многие легенды уравняло с реальностью, сделав сознание современного общества значительно более лабильным и терпимым, научив миллионы людей фантазировать вместе с творцами и над этими фантазиями думать, заново открывая мир.
Оказалось, весь этот опыт ничему не научил как минимум сотню тысяч сограждан-подписантов. И они готовы поддаться любому призыву очередного провокатора что-нибудь опять снести, взорвать или как минимум запретить. Но ведь такие же сотни тысяч распаленных век назад шли на штурм церквей, выбрасывали из окна рояль классово чуждого Рахманинова, взрывали Храм Христа Спасителя, жгли иконы - теперь они делают иконы из вдруг полюбившихся им исторических личностей, отнюдь, как известно из истории, не таких безгрешных. И готовы за них творить любые бесчинства. История пятится назад, к тем же роковым для России граблям.
Если пламя способно разгореться из такой пустяшной искры - стало быть, дело дошло до опасной грани. Тем более - при нынешнем размахе масс-медиа, усердно раздувающих любой затлевший костерок. Мы снова вступили в эпоху, когда пресловутое "Я Пастернака не читал, но он враг народа!" становится зловещей реальностью. Г-жа Поклонская делает далеко идущие выводы из не виденного фильма. На этом костерке греют руки полузабытые скандалисты, найдя удачный повод вынырнуть из небытия и снова попасть в газетные заголовки. А люди, вдруг разом отучившиеся критически осмысливать любую новость, охотно сбиваются в улюлюкающую толпу, еще толком не разобравшую о чем идет шум, но уже готовую к решительным действиям.
"Дети Розенталя" - "Тангейзер" - "Нуреев" - "Матильда", обычные произведения искусства, еще не реализовавшись, в глазах масс становятся знаком дьявола, предметом общественного негодования. Они образуют единую цепь с порушенными выставками, обмоченными фотовернисажами, освистанными каннскими лауреатами, которыми, в нормальных условиях, страна должна гордиться. В этот ряд чудом попала даже невинная сказка про Красавицу и Чудовище, которая еще до выхода на экран удостоилась яростных осуждений с телеэкранов - даже ей вменяли подрыв устоев. Фильм прошел по экранам, ничего, однако, не подорвав, очередной раздутый энтузиастами пузырь лопнул.
Очень хочется думать, что и сто тысяч "подписантов" против злополучной "Матильды" ничего не могут изменить в разумном ходе событий: фильм должен быть показан, и только потом его можно обсуждать или даже, если он стоит того, осуждать.
Кадры из фильма "Матильда"