Внутри Ассоциации российских банков они проявились в недовольстве крупных участников механизмом принятия решений по принципу "один банк - один голос". В соответствии с этим принципом несколько сотен средних и малых кредитных организаций способны принять решение, с которым могут оказаться несогласны несколько десятков крупнейших банков. Например, у двух групп может быть весьма разное отношение к механизму двухуровневой (федеральный и региональный) банковской системы. И решение такого вопроса простым большинством вряд ли возможно.
Можно легко найти много примеров, где система принятия решений ("система голосования") является ключевым элементом конфликта.
Так, в демократическом сообществе участников рынка биткойн, майнеры ("производители" криптовалюты) и разработчики программной среды не могут договориться о давно назревшем изменении механизма обращения, чтобы сделать рынок быстрее. Одни - майнеры - хотят увеличить размер блока в цепочке транзакций, чтобы сохранить свое преимущество, другие - разработчики - предлагают изменить структуру системы хранения данных, что снизит роль майнеров. В конечном счете спор идет о контроле за рынком.
Другой пример "сбоя системы голосования" - голосование на президентских выборах в США, где по числу голосов избирателей преимущество получила Хиллари Клинтон, а по числу выборщиков - Дональд Трамп.
Рано или поздно, но в любой сфере нашей жизни возникает вопрос о том, что главное в принятии решения: финансовый ресурс или простое количественное большинство.
История человечества показывает, что универсального решения этой проблемы нет, всегда приходится искать компромисс. В случае с Ассоциацией российских банков тоже будет найдено решение, которое соответствует сегодняшнему уровню развития рынка. А он настроен на создание крупных, поддерживаемых государством структур, подобных госкорпорациям.
На первые двадцать банков приходится почти 80 процентов активов банковской системы страны. Если предположить, что вышедшие из АРБ банки создадут новую аналогичную ассоциацию, в которую потом на правах равных вольются остальные кредитные организации, то тут же возникнут те же самые проблемы. Поэтому, скорее всего, первые 15, 20 или 30 банков создадут свое закрытое объединение.
Для обычных людей, клиентов банков, "скандал в высшем банковском обществе" не несет никаких прямых рисков. Однако создание (скорее всего) новой элитарной банковской ассоциации еще более усилит рыночный потенциал крупнейших банков и их возможность лоббировать свои интересы во властных структурах. Время покажет, пойдет ли это на пользу простому заемщику и вкладчику.
Хорошо или плохо, что крупные банки становятся сильнее, получают все большую долю на рынке? Пока российская банковская система далека от монополизации, мы видим, как, например, конкурируют Сбербанк и ВТБ, но любое сокращение конкуренции не на руку потребителям.
Чтобы представить возможный вариант развития событий, достаточно взглянуть на ситуацию на рынке телекоммуникационных услуг или авиаперевозок. Крупные банки уже определяют все условия на финансовом рынке, и единственным противовесом им остается государство в лице Банка России и Федеральной антимонопольной службы.
Банк России ответил Генпрокуратуре по делу "Югры"
Банк России еще в четверг направил в Генеральную прокуратуру материалы, подтверждающие его позицию в отношении банка "Югра" и соответствие его действий интересам вкладчиков и кредиторов банка, а также требованиям законов. Об этом "Российской газете" сообщили в Банке России.
Протест Генпрокуратуры против введения временной администрации в банк "Югра" и трехмесячного моратория на удовлетворение требований его кредиторов был направлен в Центробанк еще в среду.
Генеральная прокуратура кардинально разошлась с Банком России в оценке финансового состояния кредитной организации, посчитав, что "Югра" является "финансово-устойчивой кредитной организацией, обладает необходимым запасом ликвидности, имеет достаточное количество средств для осуществления деятельности".
За десять дней до этого Банк России отстранил собственников и менеджмент "Югры" от управления, сославшись на неустойчивое финансовое положение банка и наличие угрозы интересам его кредиторов и вкладчиков.
Подготовил Игорь Зубков