24.07.2017 15:08
Общество

Финансовая грамотность подростков РФ превысила среднемировой уровень

Текст:  Журнал "Кот Шрёдингера"
Эксперты оценили умение 15-летних школьников со всего мира ориентироваться в финансовых вопросах и решать практические задачи.
Читать на сайте RG.RU

Это часть большого международного исследования PISA, о котором мы уже рассказывали. Его авторы отмечают, что старшеклассники из России значительно повысили свои результаты в 2015 году в сравнении с 2012-м. Участвовали школьники из 15 стран, и, как выяснилось, лучше россиян с деньгами умеют обращаться только китайцы, бельгийцы и канадцы.

Каждый десятый участник из России показал максимальный уровень финансовой грамотности. Это означает, что школьник, например, без труда распознает фальшивое письмо из банка и стоящую за ним махинацию, а также сумеет правильно на него отреагировать, - в этом заключалось одно из заданий теста. Минимальный уровень предполагал знание основных финансовых терминов и понимание того, зачем нужен, скажем, банковский счет.

Склонность к риску может привести к проблемам в учебе

Лучше всего российские школьники справились с заданиями по теме "Риски и вознаграждения": требовалось просчитать потенциальные прибыль и убытки и принять финансовое решение. Юноши и девушки показали примерно равные средние баллы, а вот уровень материального благополучия семьи оказался значимым фактором: высокий достаток в среднем гарантировал лучший результат. Но есть и более простой способ повлиять на финансовую грамотность ребенка - обсуждать с ним вопросы, связанные с деньгами. Исследование показало, что результаты школьников, "обсуждающих финансовые вопросы с родителями раз в месяц или чаще", значительно выше.

Кроме финансовой грамотности в исследовании PISA оценивается грамотность математическая и читательская. По этим показателям российские школьники тоже заметно продвинулись за последние годы. Специфика ситуации в том, что у наших ребят успехи в этих сферах практически не связаны между собой. То есть школьник из России может отлично разбираться в финансах и иметь не слишком высокий результат по математике или не особенно хорошо работать с текстами. И наоборот.

Задание, близкое к тому, что предлагалось на тестировании:

В вымышленной стране Зедландии, где зед является денежной единицей, живет некая Алла Петровна. Она получила кредит в 8000 зедов от финансовой компании "Первый кредит". Годовая процентная ставка по кредиту составляет 15%. Ежемесячные выплаты - 150 зедов.

Спустя год долг Аллы Петровны все еще составляет 7400 зедов. Другая финансовая компания, "Лучший кредит", предлагает Алле Петровне кредит в 10 000 зедов с годовой процентной ставкой 13%. Ежемесячные выплаты по возврату кредита также будут составлять 150 зедов.

Стоит ли Алле Петровне перекредитоваться? Какие финансовые выгоды она получит, если возьмет деньги от компании "Лучший кредит"? С каким возможным негативным финансовым последствием она столкнется, если согласится взять кредит от компании "Лучший кредит"?

Кстати

28% российских старшеклассников имеют счет в банке.

51% российских старшеклассников зарабатывает деньги самостоятельно.

Образование