24.07.2017 20:15
Культура

Вице-президент ФИАФ Петр Багров о том, сколько будет жить кинопленка

Вице-президент ФИАФ Петр Багров о том, сколько будет жить кинопленка
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №162 (7328)
Российский киновед, старший куратор Госфильмофонда РФ Петр Багров в Лос-Анджелесе избран вице-президентом ФИАФ - старейшей международной федерации киноархивов, объединяющей более 70 стран мира. Россия больше тридцати лет не участвовала в руководстве федерацией, а тут после столь долгого перерыва Госфильмофонд в лице его представителя набирает абсолютное большинство голосов. В интервью "РГ" Петр Багров рассказал, как хранятся ленты братьев Люмьер, почему пленка надежнее цифры и что влечет за собой принятие поправок в Закон "Об обязательном экземпляре документов".
Читать на сайте RG.RU

Петр, юридически федерация зарегистрирована во Франции, штаб-квартира находится в Брюсселе, выборы проходили в Лос-Анджелесе... Если говорить о глобальных проблемах, которые сейчас стоят перед всеми архивами мира?

Петр Багров: Одна из самых существенных - это вопрос цифры и пленки. Потому что надежного цифрового хранения не существует до сих пор. Его просто нет. Давно постоянно и неоднократно проводятся расчеты жизни кинопленки. По прогнозам, при правильном хранении - это от пятисот до двух тысяч лет. Понятно, что мы этого еще не пробовали...

И сами не узнаем, хранится ли кинопленка две тысячи лет...

Петр Багров: Но то, что сто двадцать лет уже хранится, это точно. Негативы братьев Люмьер, созданные в 1895 году, в прекрасном состоянии. Другое дело, что если мы будем хранить пленку плохо, то она может погибнуть и через двадцать лет.

Фонд кино даст денег на хорроры и фильмы о спорте

Что касается цифры, то нет никакой гарантии даже на десятилетия, не то что на века. Крупнейшие голливудские компании, перейдя, было, одно время на чисто цифровую продукцию, сейчас потихоньку возвращаются к пленке. "Кодак" был на грани, практически банкротом, а сейчас они вышли из банкротства - к ним опять обращаются крупные голливудские фирмы, чтобы на пленке печатать и хранить страховые материалы.

Хранить фильмы на цифровых носителях или сохранять пленку в век цифровых технологий - в мире чему отдается предпочтение?

Петр Багров: Цифра, конечно, более удобна для пользования, чем пленка. Но мой любимый пример: когда появились видеокассеты, то многие, исключая грамотных кинематографистов, считали, что решение найдено. Фильмы компактные, не занимают десять роликов, одна кассета - будем хранить! Но качество было не то, сыпались они быстро, и очень скоро все поняли, что этими VHS пользоваться невозможно. Потом было DVD - поцарапаешь, все, он у тебя не работает. Сейчас те же проблемы с цифровым хранением. Огромные массивы хорошего качества, которые много весят, нужно копировать с одного жесткого диска на другой, и делать это регулярно, проверяя, чтобы ничего не потерялось. Потому что ты уронишь, грубо говоря, жесткий диск, там что-то собьется, и всё - у тебя кусок фильма утрачен. А если ты уронишь пленку, можешь погнуть перфорацию, но ты ее подклеишь, и ничего не случится.

Принцип архивиста - хранить все на оригинальном носителе: рукописи Пушкина в рукописях, а цифру в цифре

Да, все архивы мира сегодня получают цифру. И более того, цифру нужно хранить, если сам фильм создан только на цифре. Принцип архивиста - хранить все на оригинальном носителе: рукописи Пушкина в рукописях, негативы в негативах, а цифру в цифре. Технологии улучшаются постоянно, но нужно думать и о долговечности.

Сейчас обсуждаются поправки в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов". Ваше мнение?

Петр Багров: Предлагается исключить из закона указания на то, какая именно копия для какого именно носителя сдается в киноархив. Надо полагать, видимо, не только в Госфильмофонд, но и в госархив кинофотодокументов в Красногорске, потому что игровые фильмы идут к нам, а документальные - в Красногорск. "В связи с тем, что нет заинтересованности, чтобы производители отечественных фильмов тратили деньги на что-то ненужное", то есть на кинопленку. Да, кинопленка - вещь затратная. Но без всяких эмоций, и даже если мы забудем, что и мы, Госфильмофонд, и Красногорск - особо ценные объекты культурного наследия, как Эрмитаж и Третьяковка, мы должны давать гарантию сохранности. А гарантию сохранности на цифре дать никто не сможет.

Вторая обсуждаемая вещь - предлагают исключить норму, согласно которой прокатные удостоверения на все фильмы выдаются после сдачи фильма на государственное хранение - к нам или в Красногорск. Это приведет к тому, что у нас было в 90-х годах, когда многие фильмы или вообще не поступали на хранение, или поступали плохие копии, которые уже были в прокате. И сохранность фильмов первой половины 90-х годов после распада Союза у нас почти такая же плохая, как и немого кино. Потому что такого закона не было...

Какие фильмы снимут в России в ближайшие годы

Почему Госфильмофонд находится в столь привилегированном положении и почему у него такая высокая репутация в ФИАФ - потому что с 48-го года, когда Госфильмофонд был создан, и по 91-й, мы действительно, за редкими исключениями, все игровое кино получали - даже запрещенные фильмы. Это огромная роскошь.

Сейчас в мире все к этому потихоньку приходят. Важно ведь не просто сохранить что-то для галочки. Сегодня утрачивается само представление о том, что такое сохранившаяся копия. Многие думают, что если фильм есть в Интернете, то все, он сохранился. Но в таком качестве его нельзя показать на большом экране. Сохранность дает пока только кинопленка. Уже до того дошли в мире, что стали цифру записывать на кинопленку. Потому что триацетатная, лавсановая и прочая пленка все сохранит хорошо. А жесткий диск может полететь. Даже очень большой.

Справка "РГ"

Вице-президент ФИАФ Петр Багров молод, талантлив, историю кино знает, как свою биографию, имеет также высшее физико-техническое образование, которое позволяет ему ориентироваться в мире кино с математической точностью. Родился в Ленинграде.

В Фонде кино представили новый проект про Виктора Цоя

Международная федерация киноархивов возникла накануне Второй мировой войны, в 1938 году. Основатели ФИАФ - Французская синематека, Рейсфильмархив Германии, Национальная кинобиблиотека Великобритании и кинобиблиотека Музея современного искусства США.

С 1957-го участие в работе ФИАФ в качестве члена-учредителя принимает Госфильмофонд России (тогда он был Госфильмофондом СССР). Год спустя, в 1958 году, директор Госфильмофонда Виктор Привато был избран вице-президентом ФИАФ и находился в этой должности 21 год. В 1979 - 1981 годах членом исполнительного комитета ФИАФ был и.о. директора Госфильмофонда Владимир Тихонов, а в 1981 - 1983 годы - директор Марк Строчков. Но с тех пор на протяжении 34 лет Госфильмофонд участия в управлении федерацией не принимал.

Прямая речь

Николай Бородачев, генеральный директор Госфильмофонда России:

- Конечно, это стоило большого труда, особенно в нынешней политической ситуации. Но Госфильмофонд всегда делал свое дело на совесть и в высшей степени профессионально. Это, разумеется, относится и к нашей деятельности по популяризации отечественного кинонаследия, невзирая на политические и экономические разногласия между отдельными государствами. Госфильмофонд - созидатель, он вне политики. И в последнее время зарубежные страны стали еще более внимательно относиться к советскому и российскому кинематографу: наши мероприятия за границей всегда собирают полные залы... Что касается хранения, то, к сожалению, человечество пока не изобрело ничего надежнее бумаги, холста художника и кинопленки.

Мировое кино