Рынок образования, соответственно, растет с каждым годом. Развивается все: образование для детей, взрослых и преподавателей, основное и дополнительное, офлайн и онлайн. Самый очевидный рост наблюдается в сфере массового онлайн-обучения. В 2015 году компания LinkedIn приобрела образовательный сайт lynda.com за полтора миллиарда долларов США. Согласно данным GSV Education Factbook рынок онлайн-образования в 2016 году вырос с 90 до 166,5 миллиарда долларов, а в 2017 году достигнет 255 миллиардов. Настоящий бум переживает рынок образовательных франшиз…
Государственная система школ, колледжей и вузов должна принять эти вызовы. Но, чтобы идти в ногу со временем, предстоит отказаться от идеи "мы знаем, что вам потребуется, и научим этому". Мы уже не можем точно предугадать, что именно пригодится выпускнику. Но можем помочь развить свои способности в целом.
Конечно, изменения должны идти снизу. Выпуск очередной "указивки" приведет только к головной боли у педагогов и профанации самой идеи. Нужна свобода на местах. Например, свобода создавать школьные кружки - им и нужна-то минимальная поддержка в виде места для занятий и часов для педагогов. Готовых решений нет. Только пространство эксперимента поможет прививать навыки будущего. Ведь ученикам надо передать саму готовность к эксперименту!
Интересная модель - работа в виртуальной реальности. Это важно, например, для преподавания химии. Оборудовать лабораториями все школы сложно, проще создать одну на город - виртуальную. И все дети смогут в ней проводить самые рискованные эксперименты. Да, какие-то навыки надо будет закреплять в "реальной реальности". Но ведь и пилоты самолетов сначала учатся на симуляторе, а потом выходят в небо.
Безусловно, подобные решения не определяют прогрессивность образования. И не стоит спускать "сверху" то, что не нужно конкретному преподавателю. Я сталкивался в России со школами, где куплен 3D-принтер, но никто не может с ним управиться. Но, если отвергать современные технологии целиком, ученик не получит компетенции, которые востребованы в жизни.
Самый простой вариант: запрещаем мобильники. Учителю удобно: "Ты не можешь загуглить правильный ответ, ты его должен помнить". Но вот ученик вышел с урока и остался со смартфоном один на один. Он все равно нагуглит ответ, но не сумеет его проверить. Намного важнее было бы показать, как верифицировать факт с помощью нескольких источников. Как не "зависать" в Сети или компьютерной игре. Умнейшие люди придумывают, как заставить нас неотрывно выращивать виртуальную кукурузу! Так давайте учить детей ставить временные рамки для бесполезных занятий или вовсе отказываться от них. Лучше не запрещать, а ограничивать в школе использование девайсов или создавать среды без них. Например, в определенный класс мы все заходим без смартфонов и учимся общаться - это же один из ключевых навыков будущего.
В вузах по новым стандартам внедряют компетентностный подход к обучению. Мы смещаем фокус со знаний, которые передает учитель и учебник, на компетенции, которыми ученик должен обладать на выходе. Компетенция - навык, который я могу применить в контексте нормальной мотивации. Например, мой навык - забить гвоздь. Компетенция будет состоять в том, что я могу забить его в любой обстановке, поняв, где именно нужен гвоздь и какой. Проблема в том, что оценить, возникли ли у меня навыки, можно только в деятельности. А где она у нас в системе образования?.. На лекции я слушаю. На семинарском занятии - слушаю, что-то решаю. Выполняю домашнее задание.
Вот почему компетентностный подход нигде толком не реализован. На Западе ситуация близка к нашей. Как сказал один коллега, единственная компетенция, за которую я могу быть уверен, - это компетенция сдачи экзамена по моему предмету.
Где-то для проверки навыков создают игровые ситуации или проводят дискуссии. Но тут участники получают разные компетенции, смотря у кого какая роль. Образовательная система же предполагает, что у всех все одинаково… Вот в университете требуют от меня план на семестр. Но тут же надо смотреть, какие компетенции студенты проявляют сейчас, что им интересно дальше. Это не распланируешь на полгода вперед. На практике хорошие преподаватели создают на бумаге иллюзию, а со студентами занимаются исходя из реальных нужд. Нужно дать больше свободы учителю и группе.
Пора признать, что большинство лекций стоит записать на видео, и огромную часть теоретических знаний студенты смогут получить из дома. При этом они выберут для изучения темы того преподавателя, чей стиль объяснения им ближе. А в аудитории лучше сконцентрироваться на том, как применять эти знания. Такая модель - "перевернутый класс" - успешно применяется и за рубежом, и в России.