- В ходе расследования установлено, что три челябинских предприятия разделили между собой рынок по оказанию услуг по эксплуатации электрических установок, техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных учреждений города, - сообщила представитель ведомства Наталья Мартынюк. - Одно из них в результате заключенного антиконкурентного соглашения обслуживало школы Центрального, Советского и Ленинского районов, второе - Тракторозаводский и Металлургический районы, а третье - Калининский и Курчатовский районы Челябинска.
Интересно, что в основу территориального принципа деления сфер влияния легли адреса "прописки" офисов компаний. Казалось бы, нет ничего плохого в том, что фирма обслуживает школы и детсады по месту жительства, плюс заходит на территорию соседних районов - такова логистика.
Однако в УФАС выяснили, что контракты с учебными заведениями заключались без проведения конкурентных процедур. А не менее 20 компаний, выполняющих в Челябинске аналогичные работы, фактически были отстранены от участия в обслуживании сферы образования.
- Когда три из более чем 20 предприятий неожиданно завоевывают ведущие позиции в какой-либо из сфер, это говорит наличии неких "подводных камней", которые еще предстоит установить, - считают эксперты. - А пока заподозренным в сговоре компаниям выдано предписание о прекращении антиконкурентных действий.
По расчетам антимонопольщиков, за 15 месяцев (с конца 2015 года - Ред.) совокупный доход участников картеля превысил 100 миллионов рублей. Нарушителям уже назначен оборотный штраф на сумму в 2,1 миллиона рублей и еще два - по 1,5 миллиона рублей каждый.
По закону компании должны их выплатить в течение трех месяцев, однако уже оспаривают правомерность решения УФАС в Челябинском арбитражном суде. Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", слушание дела назначено на начало августа.
- Нас обвиняют в сговоре "среди фекалий и канализации", - посетовал руководитель одной из попавших под подозрение компаний Сергей Дементьев. - С тем же успехом можно обвинить все городские УК, обслуживающие большие объемы жилого фонда. Просто в свое время было принято решение передать "коммуналку" образовательных учреждений специализированным организациям, имеющим соответствующую аккредитацию, в 2011 году были установлены единые тарифы. Мы все по ним работаем и требованиям соответствуем. Однако кому-то захотелось откусить у нас "кусок пирога", и он подал жалобу в УФАС.
В свою очередь, УФАС одними штрафными санкциями ограничиваться не собирается. В связи с крупным размером незаконно полученных, по мнению специалистов, доходов материалы дела о сговоре передано в правоохранительные органы для поиска тех самых "подводных камней" и принятия процессуального решения.
По статье 178 УК РФ ограничение конкуренции с причинением крупного ущерба гражданам или государству грозит участникам сговора наказанием от крупного штрафа до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности еще на один год, отметили в ведомстве.