Синоптики обещали жару и дожди. Публика запаслась шляпами и плащами - была готова ко всему. Каблуки и пиджаки на "Усадьбу…" не надевают: зрительным залом служит газон с пластиковыми стульями, креслами-мешками и пледами. Звонков к началу концерта не дают, опоздавших не ругают. Трели мобильных и болтовня растворяются в воздухе. "Дозировку" искусства каждый выбирает сам: одни внимают восемь часов кряду, другим достаточно нескольких минут (в перерыве между покупкой безделушек и поеданием бургеров).
Воронежцы фланировали по парку от одной сцены к другой, от фотозоны к фудкорту. Кто-то учился барабанить, кто-то плел венки, детвора скакала на батуте и лепила свистульки в традиции карачунской керамики.
Длинная очередь выстроилась за черно-белыми снимками на "поляроид" столетней давности. Камеру - деревянный ящик с черной "гармошкой" и шторкой - Дмитрий Новосельцев купил через Интернет в Севастополе. Химические реактивы подобрал методом проб и ошибок. И вместе с другом Святославом Кузнецовым основал студию ретро-фотографии "Ремуар".
- Мы работаем по технологии, которой около 170 лет. Она позволяет трудиться в "походных" условиях. Раньше негативы делали на стеклянных пластинках, потом на толстой фотобумаге. Мы берем обычную - она быстрее сохнет, - пояснил Кузнецов, обрезая готовые портреты гильотинкой.
Собственно джаза на фестивале было немного - организаторы рассчитывают на широкий круг меломанов и тусовщиков, которых "слишком интеллектуальная" музыка может утомить. Гурманы ждут осенней "Джазовой провинции", а в июле ее отголосками стали выступления двух трио.
Первое объединило известных местной публике джазменов Леонида и Николая Винцкевичей (клавишные, саксофон) с академическим виолончелистом Борисом Андриановым. Они уже выступали в Воронеже с курским ансамблем "Ростань", записали диск с обработками народных мелодий. В Рамони прозвучала камерная версия этой музыки, а еще - любопытное переложение пьесы Lamentatio (возможно, самого известного виолончельного произведения Джованни Соллима, который чуть было не приехал в Воронеж на Платоновфест-2017).
- Аранжировки делали втроем. Борис выдвигал неожиданные идеи, на которые я поначалу реагировал пессимистично. Он предложил Баха. А джазовые обработки классики меня до сих пор как-то не устраивали. Но Борис настоял, и мы использовали сарабанду и аллеманду из виолончельной сольной сюиты. Может быть, их никто из слушателей и не узнал! - рассказал Леонид Винцкевич.
Пианист Лелло Петрарка и его трио тоже представили джазовое прочтение классики. Некоторые импровизации были навеяны впечатлениями от Рамонского дворца, а сопровождали их сонеты великого однофамильца Лелло. Пианист признался, что именно фамилия в свое время заставила его интересоваться литературой.
Тех, кто любит потанцевать, развлекал "шагающий оркестр" балканской музыки Bubamara Brass Band (Москва) и рок-н-ролльщики из Red Elvises - эмигранты из Одессы, покорившие американцев (а теперь и россиян) своим драйвом и забавными текстами на "корявом" английском.
Под вечер сцену заняли представители поп-музыки: Павел Артемьев с новым альбомом "Канун конца начал" и Варвара Визбор с каверами советских песен.
Борис Андрианов, виолончелист:
- Опыт в джазе у меня небольшой. Денис Мацуев и Андрей Иванов подтягивали к своим проектам, а потом я познакомился с Винцкевичами. Не считаю себя человеком, который играет джаз, но, возможно, как раз в стиле джаз-фьюжен есть место для того, кто хорошо чувствует тональность и ритм, но недостаточно владеет импровизацией. Мне это доставляет огромное удовольствие. Думаю, и для работы на академической сцене такой проект много чего дает. Главное - все делать профессионально. Не хочется халтурить. Хотя в джазе у меня это иногда получается - могу накосячить в любой момент! К счастью, друзья быстренько скрадывают мои ошибки.