Думаете, выдумка? Не бывает такого? Ан нет, подобное чудо наблюдали на днях жители одного из микрорайонов Ижевска. Все дело в том, что под окнами сразу нескольких многоквартирных жилых домов развернулась настоящая городская мастерская.
Выход из "кокона"
Давно ли вы общались со своими соседями или жильцами по дому? И знаете ли вы их вообще?
Выйти за границы собственного комфорта, познакомиться с разными сообществами Ижевска, создать общий проект, чтобы поселить в городе атмосферу приятельских отношений, - ради этого в столицу Удмуртии на три дня приехали эксперты-урбанисты из Санкт-Петербурга и Вологды. Рассказать о своих задумках, планах или высказать недовольство мог каждый желающий. Принцип один: назвал идею - воплощай.
- Цель мероприятия - показать технологии и модели нового городского взаимодействия, - говорит урбанист и социальный инженер Михаил Приемышев (Вологда). - Развивая города, мы сталкиваемся с тем, что сформировалась культура потребления: жители не готовы сами что-то делать, они постоянно ждут или просят. Независимо от поколения - пенсионеры, работающие люди, подростки - все занимают позицию покупателя: "Продайте мне, развлекайте меня и так далее". Наша задача - показать, что городская среда - это не покупка детской городской площадки и ее установка, это не продолжение потребительской культуры. Это - живое преобразование среды и изменение самого себя во взаимодействии с другими людьми.
По его словам, именно формат городской мастерской - наиболее быстрый способ воспитать активного горожанина: когда через живое общение, собственную инициативу человек пытается воплотить свою идею на практике, а главным помощником здесь становятся не деньги, а люди.
- Преобразование среды - это не какие-то сложные дорогостоящие проекты. Чем больше людей, тем больше ресурсов, тем больше компетенций у нас. Вы можете очень быстро создать такую интересную среду. Не факт, что она сразу станет удобной, но она будет ориентированной на человека, - уточнил Михаил Приемышев.
Сделали сами своими руками
За три дня через городскую мастерскую прошло около 500 человек. Благодаря им зеленый пустующий "огрызок", где раньше, по словам местных жителей, собирались алкоголики и прочие маргиналы, стал интересным общественным местом, занятие в котором для себя мог найти и стар и млад.
- На этой площадке мы отработали около 6-7 сценариев времяпрепровождения: столярная мастерская, лекторий, проектирование, игры, кофейня, просмотры фильмов, детские качели и даже программирование. Мы показали, что можно простыми способами пробовать и даже в таких пространствах быстро создавать небольшие своеобразные городские центры. Да, по большому счету это культурный центр. Люди могут сюда прийти, пообщаться, познакомиться, - считает Михаил Приемышев.
Кроме всего прочего, в сквере появился парадный вход - для привлечения внимания и огромный круглый проектировочный и шашечный столы. Все сделано из дерева руками добровольцев. В основу сооружений легла двойственность ижевской культуры.
- Классический Ижевск - это город, в котором присутствует множество культур, но две базовые находятся в конфликте: очень природоориентированная удмуртская культура и индустриальная, заводская, инженерная, которая начала активно развиваться с XVIII века и в советский период проросла полностью, - продолжает урбанист. - Эти две культуры находятся в противоречии: здесь - железо, государство, металл, автоматизация, а здесь - природа, человек, спокойствие, интровертность. Все проблемы Ижевска из-за того, что этот культурный дискурс мало кто ведет, мало кто вмешивается и уделяет этому должное внимание. Наша задача заключалась в том, чтобы на примере этого места показать, как можно удачно объединить эти культуры.
По словам комьюнити-менеджера городской мастерской Алексея Шкляева, перед созданием объектов участники выделили основные качества заводской культуры, затем удмуртской, а совпадающие отнесли в новую третью единую ижевскую городскую культуру. Все объекты в сквере должны так или иначе им соответствовать.
- Были намечены качества третьей ижевской культуры: это сайкыт (в переводе с удмуртского - пробуждение. - Прим. ред.), свежесть, экологичность, индивидуальность, практичность, обжитость, экспериментальность. Это некая матрица ценностей, которую можно использовать, как платформу для проектирования каких-либо объектов. От крупных микрорайонов до конкретной лавочки, - добавил Алексей Шкляев.
Глас народа
О пользе проектной работы заявили не только организаторы, но и участники мероприятия. Тем не менее не обошлось и без противоречий. Там, где урбанисты говорят, что жители могут все, сами горожане вовсе не считают себя всемогущими.
- Я согласна с тем, что люди, которые объединены одной идеей, могут являться достаточно серьезным двигателем, тем не менее у нас существуют законы, определенные согласования, - говорит Наталья Быстрова, участник городской мастерской, библиотекарь. - Без участия чиновников не обойтись, поскольку за территории ответствен город, есть курирующие организации.
Она уточнила, что по этой технологии в Ижевске в 2016 году уже спроектировали сквер около библиотеки N 23, в которой она работает. Только перед началом трудов пришлось обращаться в администрацию Устиновского района Ижевска, чтобы землю закрепили за библиотекой. По ее словам, сейчас тот сквер не просто жив, люди за ним продолжают ухаживать, а на территории появляются все новые и новые арт-объекты.
Во что превратится по прошествии месяцев новый ижевский сквер - неизвестно. Все созданные за три дня объекты и постройки организаторы нарочно не стали доводить до нужного лоска. Именно это, по их мнению, должно сподвигнуть горожан взяться за дело самим, сделать новый сквер комфортным, подстроить его под себя, собственные желания. Станет ли он местом притяжения активных граждан или зарастет как прежде, покажет время. Однако в любом из двух вариантов развития сценария проявится городская идентичность ижевчан.
Святослав Мурунов, урбанист (Санкт-Петербург):
- Как новый ижевский сквер будет выглядеть через год - не знаю. Может, все придет в запустение. Для нас это будет означать, что в городе очень слабое, зажатое сообщество живущих в домах, что люди без команды, без командиров боятся предъявить права на общественное пространство, что ижевчане привыкли подчиняться и постоянно ждут какого-то пинка или халявы. Или, наоборот, через год в этом сквере появятся какие-то арт-объекты, лавочки, что-то еще. Значит, люди присвоили себе это место и начали здесь как-то договариваться. Сработало единение культур.