Здесь можно увидеть один из знаменитых Петровских гобеленов. Он крайне редко экспонируется, потому что из-за своего гигантского размера (больше пяти метров в высоту) не помещается никуда. История его появления в Эрмитаже любопытна: ровно 300 лет назад Петр I собственноручно сформировал серию из четырех гобеленов на знаменитой французской мануфактуре. Русский царь в 1717 году совершил путешествие в Париж, и Людовик XV предложил ему выбрать себе подарки. Вот Петр и выбрал. Гобелены в свое время украшали тронный зал третьего Зимнего дворца. Впервые после почти столетнего отсутствия зрителям покажут и гобелен "Крестница фей": это подарок Николаю II от Французской Республики. Последний российский император распорядился вывесить его в Эрмитажном театре, и интерьер театра создавался именно под это произведение искусства, как рама для картины.
А есть на выставке экспонаты и вовсе уникальные. Например, огромный Пазырыкский ковер (V век до нашей эры, скифское погребение Алтая) - подобным артефактом не может похвастаться ни один другой музей мира. Оценить его стоимость в валюте невозможно: ковер, которому более 2500 лет, - единственный в мире.
Разумеется, самыми эффектными в экспозиции кажутся наряды дворцовых особ. Украшенные уникальной вышивкой, исполненные из драгоценных шелков, которые сами по себе являются произведением искусства, они не отпускают внимание посетительниц. Наряду с такой пышной красотой зрелищно, быть может, проигрывают экспонаты из отдела археологии. Но вчитавшись в объяснения, трудно не замереть от изумления: только представьте, вот этот кусок ткани - остатки одежды первобытного человека эпохи неолита, а это - фрагмент его рыбацкой сети.
- Да, эта выставка - рассказ о нашей цивилизации, - говорит куратор Татьяна Лехович. - Ведь вся история человечества связана нитями: потому мы и старались показать здесь, как зарождались технологии ткачества, как они завоевывали мир.
Более 300 экспонатов из самых разных отделов Эрмитажа представлено в экспозиции. А всего текстильные экспонаты насчитывают в музее тысячи единиц. Пожалуй, это самые хрупкие памятники, а потому увидеть их вот так, разом - большая редкость.
Не случайно сами музейщики называют эту выставку еще и "энциклопедией реставрации".
В самом деле, можно только поразиться искусству эрмитажных ученых, сумевших восстановить, скажем, тончайшие средневековые ткани с их редкостным узорочьем. Или придать первоначальную красоту золототканой вышивке на лионском бархате. Особенно если учесть, что многие предметы в экспозиции вовсю использовались их владельцами по прямому назначению - как ночной халат или бархатные туфли. И в этом смысле неменьший интерес вызывает пропитанный дегтем костюм моряка с затонувшего 300 лет назад судна "Архангел Рафаил".
- Для каждого предмета разрабатывается своя технология реставрации, - подчеркивает заведующая лабораторией научной реставрации тканей Марина Денисова. - Но именно потому, что в Эрмитаже работают высококвалифицированные физики, химики, специалисты других отраслей, мы имеем такие результаты, какими можно гордиться.