Как работает старейший текстильный комбинат России
А почему Яковлевская? Оказывается, шесть веков назад здесь стояло одноименное село, а вот натуральные ткани из льна стали производить гораздо позже - в середине XIX века.
Собственно, Приволжск возник благодаря Яковлевской мануфактуре. Еще недавно каждый четвертый его житель получал зарплату на фабрике, сейчас здесь трудятся 900 человек из 15-тысячного населения Приволжска.
На втором этаже рядом с кабинетом генерального директора располагается фабричный музей. Работницы фабрики, как коробейники перед заезжими купцами, принялись расстилать перед нами уникальные покрывала и скатерти. Их нельзя купить, поскольку сотканы они в единственном экземпляре, а некоторые - с изображениями руководителей государства - тут и Сталин, и Брежнев...
Интересно, как можно было пировать на ликах всесильных советских генсеков?
Натуральные ткани ценились всегда и по всему свету, поэтому предприятие остается на плаву уже полтора века. И сегодня, в эпоху расцвета химии, вся эта красота, сотканная изо льна и хлопка, значительно дороже синтетики. Как рассказал генеральный директор ООО ТДЛ "Текстиль" (в состав которого входит Яковлевская мануфактура) Павел Каржанов, большая часть производимого ими товара идет в США и Европу, а еще в Австралию и Южную Америку... То есть практически по всему миру. Можно было сделать вывод, что ивановскому товару не страшны западные санкции, ведь тамошний зажиточный потребитель хорошо понимает, что льняная или хлопчатобумажная рубаха ближе к телу, а политика тут неуместна.
На Яковлевской мануфактуре полный цикл производства: от полотен до пошива текстиля. Пройдя по просторным цехам, в которых трудятся знаменитые "ивановские ткачихи", это особенно хорошо заметно. Лишь одна заковыка не дает спокойно спать: лен в Ивановской области не растет, его приходится закупать в других регионах.
- Мы бы с удовольствием приобретали его у белорусов, - рассказывает заместитель коммерческого директора "Текстиля" Антон Разживин. - До ста тонн сырья покупали бы, а это половина наших потребностей.
- Что же мешает?
- Не получается, в Беларуси действует запрет на вывоз длинноволокнистого льна.
Лен - одна из тем сотрудничества в рамках Союзного государства, очень интересующая Государственного секретаря Григория Рапоту. Пока журналисты знакомились с фабрикой, он один на один разговаривал с Павлом Каржановым. Когда оба вышли к журналистам, Григорий Алексеевич сказал:
- Да, проблема существует. Будем думать...
Он рассказал, как предпринималась попытка осуществить союзную программу "Лен".
- Видимо, изначально те, кто программу инициировал - министерства промышленности, сельского хозяйства двух государств, предприятия и научно-исследовательские институты, - при разработке концепции наделали много концептуальных ошибок, не позволивших эту программу принять, - пояснил Григорий Рапота.
Но, по словам Госсекретаря, не исключается возврат к теме, если цели и задачи программы будут "должным образом сформулированы".
- Здесь мне было интересно услышать, как говорится, из первых рук экспертную оценку состояния отрасли. И я ее услышал.
Вообще, заметил Госсекретарь, Беларусь и Россия всегда сотрудничали в данной сфере. Были взлеты и падения, которые можно объяснить отнюдь "не отсутствием желания взаимодействовать, а исключительно экономической конъюнктурой рынка".
На том, что касается поставок сырья из Беларуси и как соответствующие структуры двух государств могли бы сотрудничать, подробно остановился Павел Каржанов. Он рассказал, что с Госсекретарем они обсуждали проблему поставок сырья, которая стоит остро не только перед ивановцами, но и перед белорусами.
Как пояснил генеральный директор, любому производителю - российскому или белорусскому - необходимо вовремя получать столько сырья, сколько продукции из него он сумеет потом реализовать. И тут все упирается в аграриев.
Ответ главы предприятия на вопрос, как сегодня они взаимодействуют с белорусскими коллегами, был, прямо сказать, пессимистичен:
- Сегодня мы общаемся лишь с коллегами с Оршанского льнокомбината Беларуси как "партнеры-конкуренты".
Павел Каржанов пояснил:
- Мы продаем продукцию на одном рынке. Делимся друг с другом определенной информацией. Однако не взаимодействуем.
Еще он вспомнил время, когда россияне закупали продукцию у оршанских коллег и реализовывали ее на своей территории.
- Ведь наш край, - уточнил он, - это текстильная столица и большой текстильный рынок, где закупается вся Россия, считаю, что это нормально, когда мы расширяем ассортимент своих продаж с помощью коллег из Беларуси.
Как можно было понять из слов директора, и это уже в прошлом. ...Через пару часов, приехав из Приволжска в Иваново, журналисты продолжили обсуждать тему интеграционных связей Ивановской области с Беларусью, но уже с участием губернатора Павла Конькова. Перед тем, как выйти к российским и белорусским журналистам, глава области уединился в своем кабинете с Григорием Рапотой.
- Год назад, - рассказал Павел Коньков, - состоялся официальный визит делегации Ивановской области в Беларусь. Встречались с Президентом Александром Лукашенко и премьер-министром Андреем Кобяковым. Подписали план мероприятий по развитию сотрудничества в разных сферах.
Как рассказал губернатор, сегодня из Беларуси в область поставляют молоко и молочные продукты, овощи, пленку, листы и плиты из пластмасс, обои и настенные покрытия. Экспортируются древесно-стружечные плиты, текстиль, механическое оборудование... Сегодня товарооборот Ивановской области и Беларуси достиг 85 млн долларов, а на полях региона 60% тракторов - белорусские. Поэтому прорабатываются вопросы расширения взаимодействия по поставкам сельхозтехники и развитию в регионе дилерских сервисных центров по обслуживанию техники Минского тракторного завода и МАЗа, подчеркнул Павел Коньков.
Под занавес встречи Григорий Рапота поблагодарил Павла Конькова за приглашение посетить регион, отметил большой потенциал для будущего сотрудничества.
- Все это было крайне важно, - сказал Госсекретарь. - Все увиденное и услышанное здесь будет непременно учтено в нашей работе.