- Только вчера восемь маленьких хрюшек у Нюши родилось. Смешные: уши большие, хвостики длинные. Почти на каждого новорожденного уже заказ от покупателей поступил. Скоро и вторая свинка Маша опоросится. Срочно нужно двор расширять, - Эльза Агайдарова озабочена перспективами своего стремительно разрастающегося хозяйства.
Мать троих детей тут же представляет картину будущих перемен: этот сарай снесем, на его месте возведем большой хлев с бетонными полами и непродуваемыми стенами, чтобы живности простора хватало.
- Уже и кредит взяли, и пеноблоки купили, и с соседями договорились, чтобы помогли строить, - неспешно поясняет Эльза. - А там, глядишь, если поросята будут так же размножаться, подумаем об аренде здания бывшей фермы. Мы приглядели одно полуразрушенное. Оно крапивой заросло, но приведем в порядок.
Свое видение большого хозяйства есть и у троих дочерей Агайдаровых: десятилетней Анастасии, Вероники, которая нынче пойдет в первый класс, и пятилетней Татьяны. Правда, картина написана не маслом на холсте, а разноцветными мелками на ржавой стене гаража. Зато размах чувствуется: от самой крыши до земли гуляют по железным "просторам" "парасята" (подписи делала младшая Татьяна), клюют зерно "курецы", тут же петух, теленок, корова, кошка, собаки. В общем, вся живность, которую сейчас с заботой растит большое семейство.
На картине каждый день появляются новые детали. Юные художницы считают себя полноценными помощниками родителей. А историю появления в хозяйстве поросят, как сказку, рассказывают соседним ребятишкам, ведь принес в дом Нюшу и Машу Дед Мороз.
В начале декабря прошлого года Эльза с мужем Евгением обратились к президенту страны с просьбой помочь обзавестись домашним хозяйством, хотя бы поросятами. Замахнулись так далеко и высоко, поскольку, по словам главы семьи, у себя в Красноуфимском районе столкнулись с полным равнодушием властей. Чиновники лишь советовали молодым (обоим Агайдаровым чуть больше тридцати) многодетным родителям составить заявление, которое рассмотрят в нескольких инстанциях, о резолюции "известят письменно". Устав ходить по кабинетам, Эльза и Женя решились на отчаянный шаг. Евгений написал черновик послания президенту страны, Эльвира переписала его красивым почерком и опустила письмо в обычный почтовый ящик. Не прошло и недели, как в дом приехала делегация с поросятами.
Понятно, хрюшки не из столицы прибыли. Письмо, по нашим сведениям, до Кремля добралось, а дальше события развивались стремительно.
- В тот день приехал я в министерство сельского хозяйства сдавать годовые отчеты. Слышу краем уха, что звонили из администрации президента и просили помочь приобрести поросят многодетной семье из далекого села. Решил вмешаться. Говорю: кому хрюшек везти? - честно поведал нам об оборотной стороне этой новогодней истории фермер из Полевского Павел Дергачев.
Сам Павел когда-то стартовал почти с нуля. Чтобы заняться свиноводством, набрал кредитов. Дело пошло, но едва не увяз в долгах. Признается, если б не поддержка отзывчивых людей, банкротства было не миновать. Зато сейчас хозяйство Дергачева насчитывает почти три тысячи свиней, фермера наградили золотой медалью межрегионального конкурса "Лучшие товары и услуги Урала". Помощь нуждающимся Павел считает делом чести.
Хрюшек фермер отбирал тщательно. Чтоб и плодовитыми оказались, и неприхотливыми в питании и содержании. Остановился на трехмесячных свинках-гибридах сразу трех пород. Каждая должна была набрать до 80 килограммов веса и дать за три года примерно 40 поросят. Хрюшек привили, оформили им ветеринарные паспорта, подготовили теплую перевозку, и Павел отправился за 300 километров в незнакомый Большой Турыш.
- Мне хотелось самому увидеть людей, для которых предназначался подарок, - говорит Дергачев. - Очень обрадовался, когда познакомился с семьей и понял, что свинки попали в надежные руки. Как сказали односельчане: семья правильная. От работы не бегает. В деревне деньги зарабатывают небольшие, а троих детей нужно прокормить и на ноги поднять, так что без своего хозяйства не обойтись.
Напрасно забыли о "пяти поросятах"
В жизни супругов Агайдаровых подарков было не так уж много. Оба родились в многодетных семьях, последние в череде ребятишек. Евгений - седьмой ребенок, Эльза - пятая, что такое быть самостоятельными, знают с малых лет. Когда решили пожениться, у них даже своего угла не было - снимали плохонькую избу в одной из деревень. Полученный после появления третьей дочери материнский капитал отдали за половину двухквартирного дома в Большом Турыше. А чтобы сделать ремонт: вставить окна и переложить коптящую печь, продали корову. Купили на базаре петуха и кур. Родители сжалились - отдали свою буренку. Так закрутилось деревенское хозяйство. А с прибытием Маши и Нюши перспективы открылись такие, что, по словам Эльзы, "голова кружится". Благо конкуренции почти никакой: все крупные свинофермы в районе разорились. А домашних поросят пока редко кто держит - трудоемко, да и удовольствие не из дешевых. Взрослую хрюшку дешевле чем за 20 тысяч рублей не купишь.
Интересно, что крик о помощи Агайдаровых: подарите поросят! - это отголосок масштабных программ поддержки молодых сельских семей, которые уже десятилетие разрабатывают и запускают в разных регионах, в том числе на Урале. Еще в 2009 году бывший губернатор Свердловской области, а ныне член Совета Федерации Эдуард Россель задумал проект, названный в народе "пять поросят".
- Не пьянствуй, копай огород. Мы бесплатно дадим пять поросят. Воспитай, вырасти, потом трех сдай, а двух оставь себе. Это 100 килограммов мяса, за всю зиму не съешь, - пояснял уральцам свою инициативу Россель.
Программа, призванная увеличить производство мяса, а заодно обеспечить занятость и социальную поддержку деревенских жителей, вызвала большой общественный интерес. К поросятам уральцы предложили добавить телят и козлят. Но идея так и не была воплощена. В отличие от Новгородской, Кемеровской областей и Татарстана, на Среднем Урале предпочли не раздавать поросят на откорм частникам, а создавать крупные свинокомплексы, которые быстро решили "мясные" проблемы региона.
- С моей точки зрения, напрасно забыли о "пяти поросятах". Социально проект, безусловно, полезен, - уверен Павел Дергачев. - Рассчитывать на какой-то экономический эффект для всей области от таких программ, конечно, не стоит. Но "живая" поддержка многодетных семей на селе, пусть даже на благотворительной основе, дорогого стоит.