02.08.2017 15:23
Культура

Вадим Репин и Теодор Курентзис выступят на фестивале в Равелло

Текст:  Татьяна Эсаулова
Как возникают музыкальные фестивали? Как потом становятся известными на весь мир? Чаще всего место их проведения отмечено творчеством одного из гениев, как, например, знаменитый фестиваль в старинном итальянском городе Равелло, куда под конец жизни приехал Рихард Вагнер и был просто сражен невиданной красотой этих мест.
Читать на сайте RG.RU

Здесь он черпал вдохновение для своего последнего сочинения - философской оперы "Парсифаль": Амальфитанское побережье предоставило ему невероятные "живые декорации" для спектакля. А исполнил их, кстати, русский художник Павел Жуковский, сын известного поэта. Являясь большим почитателем таланта композитора, Павел Васильевич сделал свою работу абсолютно безвозмездно.

В 30-е годы прошлого столетия, в память о великом немце, итальянцы задумали провести здесь несколько концертов, а потом постепенно эта идея переросла в музыкальный праздник, поэтому второе название фестиваля - Вагнеровский. Закаты и восходы на необъятном пространстве моря, сливающегося с небом, роскошные сады, тенистые аллеи, вилла Руфоло, построенная в середине XIII века и вечное искусство!

Создавать атмосферу концертного зала не пришлось - все сделано самой природой. Дополнили ее только бельведером - местом, где над морем располагается достаточно обширная сцена, на которой может поместиться целый симфонический оркестр. Перед началом представлений здесь принято прогуливаться по красивейшим паркам и узким старинным улочкам, а потом, перед заходом солнца, занимать свои места в зрительном зале под открытым небом виллы Руфоло, чтобы послушать музыкантов мирового класса.

Пермский театр оперы и балета открыл Зальцбургский фестиваль

Фестиваль проводится по нескольким категориям: здесь переплелись классическая музыка и балетное искусство, театральное и джазовое, музыка для кинофильмов и литература, изобразительное искусство, а также видеоклипы и дизайн. Каждый отдел традиционно посвящается одному из знаменитостей, когда-то побывавших в этих местах, например, Эдварду Григу или Дэвиду Герберту Лоуренсу, Эдварду Форстеру или Грете Гарбо…

Для музыкантов очень важны романтическая атмосфера, первозданная чистота и сила природы, а в Равелло главная декорация сцены - великолепный морской пейзаж. За многие годы проведения фестиваля здесь выступили лучшие российские оркестры, разные поколения наших знаменитых соотечественников: Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Владимир Спиваков.

В этом году русскую программу фестиваля открывал концерт известного коллектива "Мастера хорового пения" под руководством Льва Конторовича и солисток - Светланы Касьян и Агунды Кулаевой. Они исполнили два одноименных сочинения, но написанных с временным разрывом в три столетия: Стабат Матер Джованни Перголези и Стабат Матер Митрополита Илариона. Он же и дирижировал концертом, в котором принял участие Филармонический оркестр города Салерно. Музыка итальянского мастера и современного композитора прозвучали в разных отделениях концерта.

Светлана Касьян, уже не раз исполнявшая эти произведения, отметила:

- Всегда очень волнуюсь перед выступлением, переживаю! Ведь слушать будут итальянцы. Для них Перголези - это такая родная, близкая музыка. Итальянская публика, в какой-то степени, даже более искушенная, с более завышенными требованиями, чем у нас на родине...

Юлия Лежнева спела на фестивале в немецком Херренкимзее

Агунда Кулаева подчеркнула эмоциональную сторону исполнения:

- Это было очень необычно и абсолютно незабываемо; не похоже ни на какой другой проект! Стабат Матер вызывает сильные переживания, молитвенные чувства. Сразу понимаешь, что Перголези сочинил ее, зная о своем близком конце… Работа с итальянским оркестром гораздо сложнее, чем с русским, но все итальянские музыканты оказались очень чуткими на пожелания дирижеров и просьбы солистов. Оркестр Салерно - коллектив радушный; улыбчивый и радостный, как все итальянцы.

Лев Конторович отметил сложности исполнения на пленэре:

- Здесь была очень сложная акустика, хор сделал все, что мог: хорошо были слышны все партии и голоса; состоялся прекрасный ансамбль солистов, хора и оркестра. Итальянские музыканты с легкостью исполняли Перголези, а вот музыка митрополита потребовала большой виртуозности, особенно, от струнных, и они играли это достойно... На фестивале в Равелло большое количество концертов; зрители могут познакомиться с совершенно разными областями искусства - музыка, живопись, балет, а природные декорации придают особое очарование и никого не могут оставить равнодушным!

Итальянская публика выразила полный восторг русским и итальянским музыкантам: концерт завершился бурными овациями… Стало расхожим выражение: "Равелло ближе к небу, чем к морю…". И далекие огни кораблей на "заднике" сцены напоминали о том, что музыка звучала на трехсотметровой высоте совсем под небесами…

В программе этого года - выступление Филармонического оркестра Финляндии под управлением Эса-Пекки Салонена. Россию этим летом на фестивале также представит скрипач Вадим Репин. Дирижер Теодор Курентзис с камерным оркестром Musica Aeterna Ensemble 30 августа закрывает фестиваль.

Классика