С таким предостережением выступил Аналитический центр при правительстве РФ в ежемесячном энергобюллетене. Дальнейшее ужесточение конкуренции со стороны газа может повлечь за собой ряд проблем, так как запасов "голубого топлива" при текущих объемах потребления России хватит на 56 лет, тогда как угля - на 422 года.
По данным минэнерго, в 2016 году доля газа в генерации выросла на 0,7 процента, доля угля упала на 1,8 процента. Газ и так доминирует, но рыночные сигналы, которые получает угольная генерация на фоне плана снизить долю тепловой генерации к 2035 году, приводят к выводу из работы наименее эффективных угольных ТЭС, говорится в исследовании.
Причина вытеснения угля - в отсутствии межтопливной конкуренции. Чтобы угольная генерация стала более выгодной, цена поставки газа должна превышать цену поставки угля в два-три раза, считает минэнерго. При этом с 2014 года соотношение цен не поднималось выше отметки 1,59. Достичь более высокого уровня угольной генерации не позволяют затраты ТЭС на работу и ремонт систем приемки, складирование, подачу, подготовку угля, его сжигания, шлакоудаление и прочее.
Углю тяжелее еще и потому, что оптовые цены на газ регулируются государством (их рост сдерживают), а ценообразование на уголь рыночное, обращает внимание эксперт центра Олег Колобов. Решением может стать либерализация рынка газа, в этом году в очередной раз отложенная из-за разногласий в правительстве. Это сложный процесс, признает и Колобов: он затронет вопросы тарифов на транспортировку газа, отмены госрегулирования оптовых цен и либерализацию экспорта.
На фоне этих дискуссий параллельно необходимо решать другую проблему. По данным Института комплексных стратегических исследований, более четверти угольных моногородов (всего их 30, население - 1,3 миллиона человек) относятся к городам с наиболее сложным социально-экономическим положением, и снижение спроса на уголь в электроэнергетике может привести к закрытию ряда производств, которые важны, например, для 60 процентов населения Кемеровской области.
Решать проблему начали еще в 1992 году в рамках реструктуризации угольной отрасли, говорит Колобов. Увольняемые с предприятий проходили программы переквалификации, получали компенсацию, досрочно выходили на пенсию. Пока социальная поддержка сохранена (надбавки к пенсии, пайковый уголь, обеспечение занятости, программы развития шахтерских городов и поселков). В то же время определенную поддержку отрасли может оказать наращивание экспорта угля, который в последние годы стал ключевым драйвером ее развития, заключает эксперт.