Автор картины - Тьерри Фремо - является директором Каннского кинофестиваля и возглавляет Институт Люмьеров в Лионе. Он сделал кино, состоящее из фрагментов 108 фильмов, снятых знаменитыми братьями. Всего же на студии братьев Люмьеров было снято более 1500 картин. Тогда длительность одного фильма из-за технических особенностей процесса составляла всего 50 секунд. Тьерри Фремо рассказал "РГ", как делался фильм и какова его миссия сегодня.
"Люмьеры!" - это ваш первый фильм где вы выступили в качестве режиссера, сценариста и монтажера. Если я правильно понимаю, не сделать такое кино вы не могли. Что вас сподвигло его снимать?
Тьерри Фремо: Конечно, я написал сценарий, срежиссировал фильм, смонтировал его... Но в какой-то степени это фильм не мой, а Люмьеров. Я хотел воздать им должное качеством, которое их фильмы заслуживают. Это была практически моя обязанность, как главы Института Люмьеров в Лионе. Я должен был это сделать, поскольку знаю эти фильмы, люблю их и всегда хотел показать их большой аудитории. И я решился! Хотя до этого много лет представлял работы Люмьеров для публики с живыми комментариями - все же сделал настоящий фильм о них. Однако, если вы посмотрите на постер, то там не сказано, что режиссер - Тьерри Фремо, но написано "фильм собрал Тьерри Фремо", потому что для меня реальными авторами фильма были братья Люмьеры, их сотрудники и все кинематографисты того времени.
Вы - директор Института Люмьеров, а также глава специального кинофестиваля их имени, что проходит ежегодно, и на котором приз имени братьев Люмьеров вручается выдающемуся кинодеятелю. Расскажите подробнее об институте и фестивале.
Тьерри Фремо: Институт Люмьеров - это архив, синематека. И я был там со дня его основания. Я был тогда студентом, который работал на радио и спросил президента будущего Института Люмьеров, не нужна ли им помощь. И он ответил: "Конечно, нужна, потому что мы - одни". Так что мой первый рабочий день был также и первым днем работы Института Люмьеров. И я никогда оттуда не уходил. Это - моя личная история. И в тот день, когда я впервые увидел фильм Люмьеров "Выход рабочих с фабрики" был для меня, как если бы я стал священником во главе церкви Люмьеров. Это - моя религия. Даже когда меня пригласили возглавить Каннский кинофестиваль, я согласился, но сказал также, что хотел бы сохранить место в Институте Люмьеров. Так и произошло.
Правда ли, что фильм "Люмьеры!" вы делали больше 20 лет?
Тьерри Фремо: Да. Я начал даже раньше. 22 года назад к небольшому празднику "для своих" я подготовил первый материал. Это был почти этот же фильм, но гораздо короче. Но иногда я показывал 20 минут, иногда час, и время от времени делал живые комментарии. Думаю, что это был лучший способ показа, потому как такое зрелище не должно быть скучным. Я и в этой версии фильма "Люмьеры!", что выходит в прокат, сделал такие комментарии, но уже в записи. Я стал гидом в выбранных мною 108 фильмах Люмьеров.
А почему вы выбрали именно эти 108 фильмов для своего кино?
Тьерри Фремо: Я знаю все 1500 картин Люмьеров, но не буду говорить, что все они - суперхорошие. Мы можем сказать, что Люмьеры также изобрели и "плохое кино". Те, что я выбрал - это квинтэссенция всей работы Люмьеров. Там есть и комедии, и фильмы для детей, и другие жанры. Я сделал разные главы, чтобы взять зрителя за руку и ввести в мир фильмов Люмьеров.
Почему вы отобрали фильм о России, который снят на Тверской, и в нем заснят Николай Второй. Отчего он важен для вас?
Тьерри Фремо: Для меня главным в этом случае было показать, что в 19 веке было нелегко путешествовать, особенно в другие страны. И для молодого кинематографиста путешествие в Москву было довольно экстраординарным. Люмьерам было важно посетить Россию и в итоге фильм о Тверской улице получился замечательный.
А как реставрировали эти фильмы?
Тьерри Фремо: Фильмы были на 35 миллиметровой пленке и нуждались в реставрации. Одни были "в хорошей форме", а другие - немного пострадали. Сложность в том, что качество фильмов Люмьеров - это еще и определенная эстетика. Но сейчас происходит возвращение их кинолент к зрителям, поэтому было особенно важно для меня отреставрировать их. Подобного никогда не было - в начале истории кино Люмьеры показывали свои фильмы, но это были специальные кинотеатры. Кино было только в начале своего пути. Годах в 60-х прошлого века специальные показы делали коллекционеры. Однако мой проект отличается тем, что я хотел вернуть фильмы Люмьеров обычному зрителю. Сегодня в Париже, в Москве и во многих других городах это стало возможно.
Сейчас в моде колоризация - вам не хотелось раскрасить фильмы Люмьеров?
Тьерри Фремо: Нет, я отреставрировал фильмы, добавил комментарии и музыку, но раскрашивать их не хотел. Для меня было важно оставить их в оригинальном виде. Разве нужно раскрашивать фильмы Сергея Эйзенштейна, например? Кстати, я знаю, что когда-то Люмьеры пытались сделать фильм в цвете. Но эту историю я расскажу вам отдельно.
Фильм "Люмьеры!" был на Каннском фестивале в этом году и вышел в прокат во Франции. Как его приняли в Каннах и каким был прокат?
Тьерри Фремо: Результат превзошел все наши ожидания. Был невероятный успех - 130 тысяч зрителей. Фильм был прекрасно принят в первые полгода. Это продолжается и сейчас, поскольку мы все еще демонстрируем его и хотим показывать молодой аудитории - в школах, институтах. Такая реакция на фильм "Люмьеры!" показала, что люди любят возвращаться к своей истории. Фильм продан в 35 стран - Англию, Германию, США и другие, что лишь подтверждает искренний интерес к нему не только во Франции, но и во всем мире.
Тогда, возможно, вы сделаете продолжение?
Тьерри Фремо: Да. Полное французское название этого фильма "Люмьеры. Приключение начинается". А следующий будет называться: "Люмьеры. Приключение продолжается". Думаю, что мы можем сделать еще четыре, пять, шесть фильмов, потому что наследие Люмьеров принадлежит не мне одному, а всем. И это - моя обязанность, цель и задача - вернуть Люмьеров людям во всем мире. А наше с вами интервью - это новое их путешествие по 21 веку, потому что Люмьеры - это о будущем, а не только о прошлом.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"