Инициатор пробега преподаватель вуза, кандидат экономических наук Алексей Минц преодолел на "Вятке" 1965 года выпуска путь длиной 2100 километров до Казани. А после того как в столице Татарстана к нему присоединились еще трое мотолюбителей, вместе с ними прошел 180 километров до Вятских Полян.
В Казани Алексея встретили житель города Альберт Фаритов (он представил туристский вариант тульского мотороллера) и прибывшие сюда на "Вятках" Антон Котов из Нижнего Новгорода и Василий Смирнов из Йошкар-Олы.
На вопрос "Чем вам дорога мототехника прошлого века и как она себя вела на столь дальнем пути?" все четверо ответили одинаково: "Если к ней относиться с душой, она не подведет, а для езды по городу и на небольшие расстояния "два колеса" - то, что надо!"
Сказать, что в Вятских Полянах мотолюбителей не ждали, нельзя: их встретили инспектор местного отделения ГИБДД Александр Линок, начальник отдела административно-социальной работы предприятия "Молот" Елена Селезнева и сотрудник Вятскополянского исторического музея Ирина Чижикова. Но большая часть горожан даже не знала, что в Вятские Поляны прибудет такая интернациональная команда.
Досадно, но пробег никто не анонсировал, а потому свидетелями яркого в прямом и переносном смысле слова зрелища стали лишь случайные прохожие. Алексей Минц подарил встречающим сувенирный флаг с изображением "Вятки" и автографами участников пробега, а Александр Линок вручил гостям плакаты с напоминанием быть предельно бдительными на дорогах. После чего путешественники вместе с сотрудниками Госавтоинспекции провели по городу мотороллерный пробег безопасности.
Елена Селезнева и Ирина Чижикова ознакомили гостей с экспонатами музеев - заводского, краеведческого и дома-музея Шпагина. Еще два участника мероприятия - директор музея инженерных наук Вятского государственного университета, президент Вятского авторетроклуба Евгений Пятунин и мастер-реставратор старинной техники Евгений Катаев - приехали в Вятские Поляны из Кирова специально для того, чтобы познакомиться с любителями раритета и вместе с ними полюбоваться одной из визитных карточек Кировской области. Об историческом для Вятских Полян событии отозвались так: "Те, кто живет у моря, не замечают его красоты и величия, их видят другие. Так же получилось и с мотороллером..."
Справка "РГ"
Вятскополянский машиностроительный завод "Молот" организовался на базе местной шпульной фабрики. Осенью 1941-го сюда эвакуировали станки и оборудование из подмосковного Загорска. К этому времени государственная комиссия приняла на вооружение Красной армии пистолет-пулемет Шпагина, и уже в ноябре первая партия знаменитого ППШ была отправлена из Вятских Полян на фронт.
После войны завод перешел на мирную продукцию. В 1956-м вятскополянские машиностроители и специалисты Центрального экспериментально-конструкторского бюро города Серпухова Московской области приступили к проектированию первого отечественного мотороллера с двигателем, имеющим рабочий объем цилиндра 150 кубических сантиметров. В 1957 году первая "Вятка" возглавила первомайскую колонну в Вятских Полянах.