Об этом в интервью "Российской газете" рассказал заместитель министра экономического развития Савва Шипов.
В 2018 году, по его словам, многофункциональные центры начнут принимать госпошлины и налоговые платежи. В перспективе там же можно будет заменить водительское удостоверение, получить внутренний и заграничный паспорт старого образца, зарегистрироваться на выборы - сейчас такие услуги доступны только в некоторых регионах, а не по всей стране.
А самое главное, в планах министерства отвязать все услуги федеральных ведомств от прописки.
Савва Витальевич, с этого года в многофункциональных центрах должна была появиться услуга по замене водительских удостоверений, выдаче внутренних и заграничных паспортов старого образца. Все многофункциональные центры ее предоставляют?
Савва Шипов: В тех регионах, где проходили пилотные проекты и организация этих услуг отрабатывалась заранее, запуск прошел достаточно гладко. Но для ряда регионов эти государственные услуги оказались новыми, поэтому с выдачей паспортов и прав там возникли проблемы.
Сложностей добавило то, что МВД, к сожалению, не успело вовремя подготовить нормативную правовую базу и заблаговременно сформировать требования к помещениям для хранения готовых паспортов и водительских удостоверений.
Сейчас часть вопросов уже решена, а по остальным мы вместе с коллегами активно работаем. В частности, разработан проект постановления правительства, ограничивающий список требований к помещениям многофункциональных центров, которые надо будет выполнить, чтобы организовать выдачу гражданам паспортов и водительских удостоверений в полном объеме.
В России прекратили выдачу открепительных удостоверений для голосования. Теперь, чтобы поучаствовать в выборах не по месту регистрации, достаточно подать заявление в МФЦ. Такая возможность есть у жителей всей страны или пока только отдельных регионов?
Савва Шипов: Пока прием заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения производится там, где предстоят выборы глав регионов.
Это около двух десятков субъектов, включая Кировскую, Новгородскую, Пензенскую области, республики Бурятия, Карелия, Пермский край, город Севастополь. Тот опыт, который будет получен на губернаторских выборах, будет детально проанализирован, его можно будет использовать для определения процедур на президентских выборах.
Здесь важно пояснить, что сами избирательные процедуры по-прежнему остаются зоной ответственности избирательных комиссий. Однако благодаря тому, что обязанность по взаимодействию с гражданами отошла теперь и к МФЦ, избиркомы смогут сосредоточить усилия на реализации своих непосредственных задач. Такую идеологию разделяет все больше ведомств.
Когда 10 лет назад МФЦ только начали появляться, они позиционировались прежде всего как центры предоставления госуслуг. Сейчас они воспринимаются как единая инфраструктура, единое государственное решение, обеспечивающее очное взаимодействие граждан и представителей власти, должностных лиц. Востребованность МФЦ в новых сферах растет.
МФЦ получат платежи
Вы говорили, что ближайшая задача - перевести уже оказываемые госуслуги в режим предоставления в соответствие с "жизненными ситуациями". Поясните, пожалуйста, о чем идет речь?
Савва Шипов: Самый понятный пример - потеря документов. Допустим, вы потеряли сумочку, где лежали, паспорт, права и пенсионное удостоверение. Сейчас, чтобы эти документы восстановить, вам нужно написать несколько заявлений.
При оказании же государственных услуг по принципу "жизненной ситуации" вам нужно будет написать всего одно заявление, а дальше сотрудники МФЦ уже сами будут общаться со всеми контрагентами, чтобы ваши документы восстановить.
Другие распространенные жизненные ситуации - это рождение ребенка, выход на пенсию, перемена имени. Во всех этих случаях комплекс госуслуг должен предоставляться по единому заявлению. Мы надеемся, что до конца года законопроект, который сделает это возможным, также будет принят Федеральным собранием.
Должен признаться, что любое решение по МФЦ продвигать непросто. Это связано с тем, что такие решения требуют согласования с большим количеством заинтересованных лиц, описания деталей, глубинного пересмотра процессов.
Так и по жизненным ситуациям - было сломано немало копий, и мы рады, что законопроект внесен в Госдуму.
Другая инициатива, связанная с расширением перечня услуг МФЦ, - это наделение МФЦ правом самостоятельно оформлять регистрацию рождения и смерти. Эта инициатива уже была реализована в режиме пилотного проекта в трех регионах: в Москве, Тюменской и Воронежской областях. По итогам "пилота" мы подготовили законопроект, позволяющий распространить эту практику на все субъекты, где такое решение будет принято региональным законодательным собранием. Ожидаем, что он будет принят в этом году.
Когда налоговая служба и ее услуги придут в МФЦ?
Савва Шипов: В Москве уже реализован пилотный проект по приему деклараций 3-НДФЛ. Он признан успешным.
Также в этом году в столичных МФЦ проводится пилотный проект по приему документов на корректировку начисленных налогов физических лиц и по информированию о налоговой задолженности. В дальнейшем этот опыт будет распространен на другие регионы.
Кроме того, по поручению правительства ведется работа над проектом закона, в котором будут установлены требования к МФЦ по обеспечению приема платежей налогового характера и порядок зачисления средств заявителей в казначейство. То есть через МФЦ в перспективе можно будет платить налоги, госпошлины и все, что связано с оказанием услуг. Многофункциональные центры будут сами выступать операторами. Этот функционал мы планируем реализовать в 2018 году.
Минэкономразвития, безусловно, заинтересовано в том, чтобы как можно больше госуслуг и как можно быстрее оказались в МФЦ. Однако ведомства, оказывающие госуслуги, зачастую видят в этом определенные риски, например, в случае с ФНС - риск нарушения налоговой тайны. Такие вопросы требуют тщательной отработки, именно поэтому так важны пилотные проекты. Они показывают потенциал внедрения той или иной госуслуги в МФЦ в отдельно взятом регионе и в целом в стране.
Если резюмировать, то все сейчас зависит от конкретных ведомств, от их готовности переводить свои услуги, а МФЦ и организующие их деятельность региональные власти готовы брать на себя дополнительную нагрузку?
Савва Шипов: В том, чтобы количество услуг в МФЦ расширялось, заинтересованы в первую очередь регионы. Если услуга по выдаче того же загранпаспорта оказывается через МФЦ, госпошлина расщепляется: половина идет в федеральный бюджет, половина - в региональный. Это означает, что чем больше услуг по тем же паспортам оказывается через МФЦ, тем больше денег поступит в региональный бюджет.
Госуслуги выводят из очередей
Среднее ожидание в очереди в МФЦ сейчас составляет 18 минут. По указу президента должно быть 15. Что мешает сократить время ожидания в очереди и почему, кстати, в качестве идеального показателя взяли именно 15 минут?
Савва Шипов: Мне кажется, что 15 минут - это то время, которое в нашей культуре традиционно является предельным временем допустимого ожидания. Что мешает сократить время, которое граждане проводят в очереди? В 2012 году среднее время ожидания в очереди при получении госуслуг - тогда МФЦ только появлялись - составляло 55 минут. За счет развертывания сети МФЦ в течение 5 лет оно сократилось более чем на 30 минут. Возможности для дальнейшего его сокращения, безусловно, есть, и в первую очередь это зависит от качественной организации работы сети региональными органами власти. У нас есть очень разные примеры, и первоочередная задача - подтянуть те субъекты РФ, в которых не отлажено эффективное управление системой.
Кстати, на это могут повлиять и посетители центров. Каждый человек после получения услуги в МФЦ через смс либо через специальное устройство может оценить ее. Мы эти оценки сводим и получаем показатель удовлетворенности граждан качеством предоставления этих услуг по конкретным регионам и по России в целом, после чего отрабатываем по проблемным направлениям.
По данным за 2016 год, доля оценок "4" и "5" в общем объеме оценок по МФЦ превысила 96 процентов. В Дагестане пошли еще дальше: они эти оценки "привязывают" к величине премии и в онлайн-режиме транслируют операторам центра. Каждый сотрудник в режиме реального времени видит, как меняется сумма его премии в зависимости от того, какие оценки ему выставлены.
Код доступа
В России все еще очень сильна связь между пропиской и возможностью получать госуслуги. В этом направлении что-то будет меняться?
Савва Шипов: Мы считаем, что услуги должны оказываться одинаково на всей территории страны независимо от того, где ты прописан. Минэкономразвития подготовило план по переводу государственных услуг на экстерриториальный принцип, который реализуется в отношении всех государственных услуг, имеющих массовый характер и попавших в перечень приоритетных. Это очень серьезная работа, но мы будем добиваться, чтобы все услуги федеральных ведомств, которые есть в МФЦ, оказывались вне зависимости от того, где и в какой МФЦ человек обратился.
Необходимая информационная инфраструктура для этого уже есть. Это система межведомственного электронного взаимодействия - СМЭВ. Все МФЦ к ней подключены.
Однако на следующем этапе возникает вопрос доступности ведомственных данных. В каждом органе власти есть своя информационная система по тем госуслугам, за предоставление которых он отвечает. И они должны обеспечить чистоту, юридическую значимость этих сведений, а также сделать возможным доступ к ним через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
При этом у ведомств по-прежнему мало информационных систем, которые аккумулировали бы в себе всю юридически значимую информацию по услугам ведомства. Мы считаем, что в ближайшем будущем надо полностью отказаться от бумаги: юридическую значимость должна иметь не бумажная копия документа, а электронная запись в реестре. Это так называемая реестровая модель оказания госуслуг. Нами уже разработан проект закона о переводе на такую форму работы всех существующих реестров лицензий. Аналогичную работу предстоит провести всем органам власти. Как только это будет сделано, мы сможем окончательно решить вопрос оказания услуг по экстерриториальному принципу.
Закон для искусственного интеллекта
Минэкономразвития - одно из основных ведомств, отвечающих за реализацию утвержденной председателем правительства программы "Цифровая экономика".
Над каким ее направлением вы сейчас работаете, Савва Витальевич?
Шипов: Мы отвечаем за несколько направлений, в том числе за очень важную составляющую программы "Цифровой экономики" - за регуляторику.
Сейчас в сфере информационных технологий возникает множество новых сущностей, которые в нашем законодательстве никак не описаны.
Например?
Шипов: Например, искусственный интеллект, управляющий беспилотным автомобилем. Если из-за сбоя в программе возникнет авария, кто за нее будет отвечать? Иди другой пример. Персональные данные у нас описаны, а вот данные, которые генерируются во время использования вами телефона и планшета, нет. На какие сайты вы заходите, что там ищете - эти и другие данные могут агрегироваться и использоваться в том числе в коммерческих целях. По каким правилам это должно происходить? На эти вопросы нам предстоит ответить.
Так или иначе, цифровые технологии развиваются быстрее, чем общество. И еще быстрее, чем государственные институты. Нужно понимать, что без создания благоприятной правовой среды как для развития цифровых технологий, так и для защиты прав граждан, мы получим параллельную реальность, которая будет влиять на людей, на их отношения...
Но не регулироваться государством?
Шипов: Никак не регулироваться государством - неправильное выражение. Граждане никак не будут защищены! Это с одной стороны.
С другой стороны, регулируя современные технологии, мы не должны ограничивать их развитие. Наоборот: мы должны стремиться к тому, чтобы устранять препятствующие этому барьеры. Такие технологии должны помочь нам стать современнее, эффективнее, в том числе и в государственном управлении. Найти компромисс для одновременного решения двух этих задач - главный вызов для нас.
Для себя мы разделили эту работы на три основных этапа. Первый - устранить очевидные барьеры для развития цифровой среды. Например, это отказ от бумажных трудовых договоров и трудовых книжек, которые мешают развивать трудовую мобильность. Это задачи первого порядка.
Второй этап - проработка более сложных проблем, в том числе, которые касаются использования больших данных или активно обсуждаемой сейчас технологии блокчейн. Кто может собирать, на каких условиях получать данные у государства и другое. Требуется описание общих подходов - это следующая задача.
И, наконец, когда мы выработаем эффективные решения для отраслевых задач, будем переходить к глобальному изменению нашего законодательства, к внедрению в него этой "информационной" составляющей. Фактически нам нужно будет создать новое цифровое законодательство. Все эти задачи поэтапно нужно решить не позднее чем в ближайшие пять лет. Это максимальное время, которое у нас есть. Потом догнать будет практически невозможно.