15.08.2017 11:07
Архангельская область

Грузы из Китая пойдут в Европу через Калининград

Калининградская железная дорога связала Европу и Азию транзитными грузами
Текст:  Ульяна Вылегжанина (Калининград)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №180 (7346)
Калининградская железная дорога остановила падение грузооборота, которое фиксировалось с 2008 года. Более того, КЖД начала активно привлекать в самый западный российский регион дополнительные грузы. В результате за семь месяцев текущего года грузооборот на магистрали вырос на 17,4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. О действующих проектах, которые позволили железной дороге нарастить показатели, и планах на будущее рассказывает начальник КЖД Виктор Голомолзин.
Читать на сайте RG.RU

Виктор Георгиевич, вы возглавили КЖД полтора года назад. Какое впечатление на вас произвела самая западная магистраль России?

Виктор Голомолзин: Переехав, я сразу же ознакомился с объектами, инфраструктурой. И пришел к выводу, что Калининградская железная дорога уникальна. Ведь она находится в центре Европы и располагает узкой западноевропейской колеей.

Поясню, что ширина российской колеи составляет 1520 миллиметров, а европейской - 1435. В других российских регионах, в том числе приграничных, нет железных дорог с колеей стандарта 1435 миллиметра. Поэтому грузовые составы пересекают границу, и перегрузка идет уже на территории другого государства.

В Калининградской области общая протяженность узкой колеи составляет порядка ста километров. Европейская колея заходит на Южный вокзал и два наших перегрузочных терминала на станциях Дзержинская - Новая и Черняховск. Фактически Калининградская область - это единственный в РФ прямой железнодорожный выход в Европу.

Такие возможности - и такое затянувшееся падение грузооборота. С чем оно, на ваш взгляд, было связано?

Виктор Голомолзин: В первую очередь - с тарифами наших соседей, Литвы, Латвии и Белоруссии. По территории этих стран проходит груз, следующий из Калининградской области в другие российские регионы и наоборот. Цена транзита по железным дорогам партнеров в разы отличалась от тарифов российских железных дорог, что существенно увеличивало себестоимость грузоперевозок.

Эта проблема была на слуху много лет. Почему ее удалось решить именно сейчас?

Виктор Голомолзин: Вероятно, потому, что железнодорожники наконец-то начали разговаривать на языке экономики. Я пригласил в Калининград представителей литовских и латвийских железных дорог. Встреча состоялась 6 мая прошлого года - этот день стал для нас знаковым. Мы "разложили по полочкам" тарифы, обсудили, почему железные дороги Прибалтики теряют в грузообороте. Чтобы исправить ситуацию, я предложил коллегам вместе реализовать несколько новых транспортных проектов. Но для их запуска требовались тарифные преференции по ряду позиций на транзит калининградских грузов. И мы получили эти преференции.

Возможно, речь идет о перевозке угля? В последнее время, проезжая мимо станции Калининград - Сортировочный, можно увидеть выстроившиеся в ряд вагоны с углем - раньше они не встречались на железных дорогах нашего региона.

Виктор Голомолзин: Да, один из проектов - это транспортировка красноярского и кузбасского угля по новому маршруту - через Латвию, Литву и Калининградскую область в Польшу. В прошлом году сотрудничество железных дорог позволило добиться небольшого прироста доли российской продукции на польском угольном рынке. Мы и в текущем году продолжаем уверенно наращивать объемы поставок отечественного угля в Польшу, планируем выйти на рынки других стран ЕС.

Кроме того, сегодня в польском направлении следует все больше составов с газом, растут показатели по экспорту нефтеналивных грузов. Также КЖД приступила к экспортным перевозкам российских лесоматериалов. Первый состав весом 145 тонн отправился на станцию назначения в Польшу 31 июля. Маршрут пролегает, как и в случае с углем, через Литву, Латвию и Калининградскую область.

В ближайшей перспективе мы планируем привлечь в регион транзитные контейнерные грузы, которые проследуют из Китая в страны Центральной Европы. КЖД уже заключила соглашения с основными российскими игроками отрасли - это "Объединенная транспортно-логистическая компания", "РЖД-Логистика", "Евросиб", "ТрансКонтейнер". В Калининградскую область приезжали представители всех этих компаний, они ознакомились с техническими возможностями наших терминалов на станциях Дзержинская - Новая и Черняховск. Думаю, что первый поезд из Китая в Центральную Европу с перегрузкой в Калининградской области проследует уже в августе.

Как изменится станция Дзержинская, где происходит перегрузка угля и леса, где в перспективе будут перегружать контейнеры?

Виктор Голомолзин: Она превратится в полноценный транспортно-логистический центр. Мы уже начали строить там угольный терминал. Сегодня единовременное хранение угля ограничено шестью тысячами тонн, до конца года доведем этот показатель до ста тысяч тонн.

Если по каким-то причинам угля будет недостаточно, терминал можно использовать для перегрузки и хранения других навалочных грузов. Однако такой сценарий маловероятен. У меня есть официальное обращение Кузбасской топливной компании - одно только это предприятие планирует переваливать на площадке КЖД до 700 тысяч тонн угля в год. Готовы сотрудничать и другие российские угольщики.

Параллельно мы бетонируем вторую терминальную площадку, предназначенную для перегрузки и хранения контейнеров. Здесь же идет установка козлового крана грузоподъемностью более 40 тонн. Эту площадку, кстати, можно будет использовать и для перегрузки контрейлеров, когда законодательство нашей страны будет готово к запуску контрейлерных перевозок.

В прошлом году КЖД вложила в создание транспортно-логистического центра порядка 65 миллионов рублей, в текущем году инвестиции составят 350 миллионов. Проект, по нашим оценкам, окупится за три с половиной года.

Вы упомянули о контрейлерных перевозках. Каковы перспективы их развития в нашем регионе?

Виктор Голомолзин: Мы уже встречались с ведущими европейскими контрейлерными перевозчиками, обсуждали возможные варианты сотрудничества. Кроме того, мы направляем наши идеи по формированию нормативно-правовой базы в федеральный центр, используя каналы РЖД и правительства Калининградской области. Технические возможности принимать контрейлеры в самом западном российском регионе есть. Когда вступят в силу необходимые законодательные поправки, в том числе таможенные, когда будет решена проблема с отсутствием подвижного состава, КЖД сможет реализовать первый в нашей стране проект контрейлерных перевозок грузов.

На последнем Балтийском транспортном форуме вы анонсировали еще один очень интересный проект. Речь идет о перевалке в Калининградской области сахара-сырца, следующего морем из Южной Америки, а потом его доставке по железнодорожным путям в Казахстан и Кыргызстан. Получил ли проект развитие?

Виктор Голомолзин: В прошлом году мы приняли несколько судов весом 30 тысяч тонн. Они швартовались у причалов компании "Содружество-Соя", где происходила перевалка и погрузка сырца в подвижной состав. Из Калининградской области до казахстанских заводов груз шел по железным дорогам под диспетчерским контролем. Срок доставки составил всего 12 суток - это в два-три раза меньше по сравнению с альтернативным путем по воде или автомобильным дорогам.

Кроме того, по схожему маршруту мы в прошлом году доставили опытную партию южноамериканского глинозема на Красноярский алюминиевый завод. Фактически, КЖД показала, что может очень быстро работать с любыми грузами, следующими на судах весом до 30 тысяч тонн из Южной или Северной Америки в Азию. Вся инфраструктура готова, если будет заинтересованность у грузополучателей, мы в любой момент запустим эти или подобные проекты.

Тем временем

В Калининградской области растет не только железнодорожный грузооборот, но и пассажиропоток. В прошлом году со станций региона отправились 256 тысяч пассажиров поездов дальнего следования - на 16 процентов больше, чем в позапрошлом году. Положительную динамику демонстрирует и пригородное сообщение. Внутри области в 2016-м перевезли порядка трех миллионов пассажиров - плюс 3,3 процента по сравнению с 2015-м.

При этом в КЖД разработали несколько перспективных проектов, которые позволят региону выйти в еще больший плюс по числу перевезенных пассажиров. Один из них, получивший название "Гостиница на колесах", призван сократить время нахождения в пути фирменного скоростного поезда "Янтарь".

Сейчас добраться от Калининграда до Москвы по железной дороге можно за девятнадцать с половиной часов. Причем лимит увеличения скорости поездов в Калининградской области и Литве практически исчерпан - пассажирские составы и так разгоняются до 120 километров в час. Поэтому в КЖД надеются сэкономить почти три часа за счет сокращения длительных досмотровых стоянок на четырех пограничных станциях. Пограничный и таможенный контроль при этом можно проводить во время движения состава.

- Мы создали совместные рабочие группы с контролирующими органами, прописали технологический процесс, - рассказывает Виктор Голомолзин. - Необходимо получить соответствующее распоряжение правительства РФ и отказаться от досмотровой стоянки на российской стороне. Если мы сделаем этот первый шаг, ответная реакция литовских и белорусских партнеров, согласно нашим договоренностям, будет незамедлительной.

Еще несколько часов можно сэкономить за счет повышения скорости на участках Белорусской и Московской железных дорог. В результате "Янтарь" будет курсировать 12-13 часов - отправляться из Калининграда примерно в 18-19 часов вечера и прибывать в Москву около семи утра. И наоборот.

- Сейчас многие калининградцы, совершая рабочий визит в Москву, вылетают из Калининграда вечером и ночуют в столице, - продолжает Виктор Голомолзин. - Потому что авиарейсов, гарантирующих, что человек рано утром окажется в центре Москвы, у нас нет. В результате приходится тратить деньги и на авиабилет, и на проживание в отеле. Пассажиры нашей "Гостиницы на колесах" выйдут из поезда в центре столицы в семь утра - отдохнувшие, выспавшиеся. И стоить это будет всего 3-3,5 тысячи рублей за плацкартный билет и 6-6,5 тысячи рублей за проезд в купе.

Реализация проекта "Гостиница на колесах" и проекта по электронной продаже железнодорожных билетов в Калининград, над которым тоже работают в КЖД, позволит, по оценкам специалистов, увеличить калининградский пассажиропоток в дальнем сообщении на 26 процентов.

Архангельская область Вологодская область Калининградская область Карелия Ленинградская область Мурманская область Ненецкий АО Новгородская область Псковская область Республика Коми Санкт-Петербург Северо-Запад