16.08.2017 20:35
Экономика

Промышленники Урала наметили Арктику как новый рынок сбыта

В УрФО нашли перспективный рынок сбыта - Арктику
Текст:  Наталия Швабауэр (УрФО)
Российская газета - Экономика УРФО: №182 (7348)
Изделия 192-х предприятий УрФО вошли в специальный каталог продукции для нужд Арктики, подготовленный Минпромторгом РФ вместе с полпредствами президента в федеральных округах. Всего в каталоге 650 товаропроизводителей, что показывает заинтересованность бизнеса в поставках за Полярный круг.
Читать на сайте RG.RU

Напомним, что в марте нынешнего года Уральский и Сибирский округа создали рабочую группу по продвижению научно-производственного потенциала в Арктике. В июле состоялось ее первое заседание. Помимо помощи в наполнении каталогов (которые сейчас переводятся в электронный вид и будут доступны в Государственной информационной системе промышленности - ГИСП), группа должна до 1 октября подготовить предложения в проект федеральной программы поддержки предприятий, выпускающих продукцию и локализующих технологии для северных широт, а также выработать механизм координации научных исследований. Проектов для арктической зоны сейчас предостаточно: их создают вузы, академические институты, корпорации. Но нет своевременного обмена информацией о том, какие идеи перешли в опытно-конструкторскую стадию, а какие - нет. Это порождает дублирование и нерациональное расходование средств.

Уральские работодатели обратят внимание на опытные кадры

- К сожалению, мы не можем сказать, что взаимодействие достаточно выстроено даже в научной среде. Только в нашем отделении по арктической программе выполняется 50 проектов, в Сибири не меньше, поэтому вопрос о создании некого координирующего органа и общей базы исследований актуален, - отмечает председатель президиума УрО РАН Валерий Чарушин.

По словам заместителя председателя Сибирского отделения РАН Михаила Эпова, ключевые направления научных исследований в Арктике: глобальное изменение климата (важно для реализации проектов "Северный широтный ход" и "Северный морской путь"), прогноз катастрофических явлений и экологической обстановки, морская геология и геофизика (благодаря этим разработкам решается вопрос границ континентального шельфа). Кроме того, стоит обратить внимание на координацию НИОКР в области машиностроения, создания оборудования для геологоразведки, применения новых технологий, таких как проводка горизонтальных стволов скважин, беспилотная геофизика.

По оценке председателя рабочей группы - заместителя полпреда президента РФ в УрФО Александра Моисеева, производственные и исследовательские арктические проекты имеют огромный инвестиционный потенциал - более двух триллионов рублей. Их реализация станет стимулом не только для оборонки, переживающей диверсификацию, но и для других отраслей.

Что тормозит развитие алюминиевой промышленности Урала

- Здесь не может быть обычной схемы: выпустил товар и ищешь покупателя. Изготовление продукции по индивидуальным техусловиям заказчика занимает порядка двух лет. Конечно, производителю важны гарантии сбыта, - говорит Моисеев. - Программа, которая сейчас формируется, должна содержать механизмы взаимодействия заказчиков и производителей, возможный спектр инвесторов по всем стратегическим направлениям, меры субсидирования и гос­поддержки, в том числе НИОКР. Также потребуется нормативное уточнение конкурсных процедур, когда закупки проводятся для нужд Арктики.

- Желание поставлять продукцию в Арктику у зауральцев есть, нет четкого понимания, что именно нужно делать, потому что не видно реакции со стороны крупных заказчиков, - комментирует Александр Константинов, директор департамента промышленнос­ти, транспорта, связи и энергетики Курганской области. - В частности, наши промышленники готовы производить комплексные жилые и административные модули, которые можно использовать под казармы, пункты пропуска, лаборатории. Также имеются запатентованные технологии для блочных энергомодулей, систем водоподготовки.

Производственные и исследовательские арктические проекты имеют огромный инвестпотенциал - более двух триллионов рублей

Один из немногочисленных примеров уже сложившегося сотрудничества - поставка на нефтяную платформу "Приразломная" импортозамещающих контейнеров, изготовленных Курганхиммашем, и разработка сложной технологической детали, колонной головки для бурения скважин, компанией "Корвет" из Курганского арматурного кластера.

Как уральские предприятия защищаются от кибератак

Министр промышленности и науки Свердловской области Сергей Пересторонин считает: для начала регионам имеет смысл составить реестр собственных компетенций, связанных с обустройством мест проживания в арктической зоне, добычей и транспортировкой полезных ископаемых, а потом адресно работать с предприятиями. На Среднем Урале уже имеется опыт производства техники, способной эксплуатироваться в самых тяжелых условиях. В частности, на заводе гражданской авиации организована крупноузловая сборка 19-местного самолета с лыжным шасси. Турбинный завод изготовил оборудование для ледоколов "Арктика", "Сибирь" и "Урал". Уралмашзавод освоил выпуск инновационных установок для кустового бурения, а также мобильных буровых грузоподъемностью до 200 тонн. Уралхиммаш взаимодействует с СИБУРом по комплексному оснащению тобольской площадки. Кроме того, силами предприятий региона созданы импортозамещающие системы гидравлических приводов для глубинных штанговых насосов, компрессоры, газоперекачивающие агрегаты, емкости и резервуары для нефтепродуктов и сжиженных газов.

Среди перспективных направлений сотрудничества - энергетика и связь. Так, на Егоршинском радиозаводе подготовлены к производству УКВ-станция для Арктики с дальностью действия до 2000 километров и система локального позиционирования, которая определяет местоположение объектов и передает телеметрическую информацию. Кроме того, уральские ученые готовы предложить свои разработки по твердооксидным топливным элементам, теплоаккумуляторам, когенерации. Это актуально, поскольку сегодня в рамках северного завоза расходуется до восьми миллионов тонн ГСМ и 25 миллионов тонн угля. Это негативно влияет на экологию, к тому же стоимость топлива при доставке возрастает в два-три раза.

Промышленность УрФО