Подобно своему учителю Архипу Куинджи, он весьма внимательно относился к свету в живописном полотне. Его работы изобилуют столь необычными цветовыми находками, особенно в изображении "кружевных теней", что Рылова вполне можно отнести к первооткрывателям многих колористических приемов. Увы, "негромкий" характер мастера, его мягкий нрав и благополучная биография отодвинули творчество Рылова на периферию зрительского интереса. Новая выставка Русского музея призвана эту несправедливость исправить.
Что касается знаменитых летящих лебедей - на выставке это полотно из собрания Третьяковки не представили: оно гостит сейчас в Казани. Но зато зрители могут увидеть, как шел Аркадий Рылов к этому своему шедевру: "Лебеди над Камой", "Облака над морем", "Над буйным прибоем" - все эти полотна были начаты мастером еще в десятые. Похоже, тихоню Рылова обуревало желание передать на полотнах не только колорит, но и движение воздуха. Во всяком случае, хрестоматийный "Зеленый шум" пленяет именно этим - ощущением весеннего ветра, который заставляет ожить каждый листочек. Интересно, что сам Рылов обожал внедрять куски природы и в свою реальную жизнь. В его мастерской, например, были настоящие "лесные чащи": с растениями, белками, певчими птицами. А когда художник возвращался с пленэра, из-за печки к нему выходил живущий в доме заяц.
Один из главных экспонатов выставки - полотно "Ленин в Разливе", написанное в 1934 году. Но, похоже, художника и здесь больше волновал романтический пейзаж и движение ветра, чем вождь, что шагает ему навстречу.