Как рассказала "РГ" старший помощник областного прокурора Елена Семина, "транспортные" иски подают и к районным администрациям. Проверка показала, что автобусы для перевозки учеников не оборудованы тахографами. Эти устройства необходимы для безопасного вождения, они регистрируют такие показатели, как время и скорость движения, пробег и период отдыха водителей.
Некоторые сравнивают тахографы с "черными ящиками" в самолетах. Помимо прибора необходима индивидуальная карта водителя. Без нее тахограф не сможет считать информацию. Установка таких приборов предусмотрена законом. Однако даже на новых машинах их не всегда встретишь. Дело в том, что это дорогое удовольствие, чтобы оснастить тахографом только один автобус, потребуется около 200 тысяч рублей.
Тем не менее суды обязали администрации районов выделить необходимые средства на их установку. Так, в Нижне-Жерновской и Русско-Бродской средних школах на автобусах приборы должны появиться до 1 сентября.
Серьезным нарушением в прокуратуре называют отсутствие пред- и послерейсовых осмотров. Каждого водителя перед поездкой должен осмотреть медик. Автобусы должны проходить технический осмотр. Сейчас эта услуга платная. Возможно, поэтому обязательные процедуры превратились в формальность. Так, лицей N 18 Орла даже не заключил договор на проведение медосмотров со специализированной клиникой. Школам разрешено включать в штат медработника для осмотра водителей. Но в лицее и этого нет.
С журналами регистрации медосмотров тоже беда, десятки водителей выходят на маршруты на свой страх и риск. Немало претензий возникло и к техническому состоянию машин. Так, в Знаменском и Хотынецком районах в автобусах неисправными оказались ремни безопасности и огнетушители.
Как сообщили в прокуратуре, всего выявлено 136 нарушений законодательства. Директоров школ и чиновников от образования предупредили, к дисциплинарной ответственности уже привлечено 80 должностных лиц. Наказывают и за то, что не ведется учет ДТП, совершенных водителями автобусов. Профилактическая работа с ними не проводится, нет журналов проведенного инструктажа.
Представление получило и областное управление государственного автомобильного дорожного надзора (УГАДН). Инспекторы не всегда вносят в административные протоколы важные сведения: не уточняют, что ДТП совершил водитель именно школьного автобуса. Последнему это позволяет скрыть факт от директора и сохранить работу.