Музейщики признаются, что многие предметы увидели здесь впервые. Экспозиция имеет четкие временные рамки: 1918-1925 год. Не случайно. 1918-й - первая годовщина революции. А в 1925-м изделия "совдепии" были продемонстрированы на выставке в Париже. Некоторые даже получили там высокие награды, вплоть до золотых медалей.
Понятно, что русский авангард начался до революции. Но кажется, именно революция сумела навязать его миру. Вот платья, сшитые по эскизам Любови Поповой и надежды Ламановой. Этот стильный женский костюм-тройку с жакетом, юбкой и шарфом, охотно надела бы даже сейчас любая модница. А супрематические эскизы для рисунка тканей Веры Мухиной будоражат воображение: представляю, как восхищали они дам, привыкших видеть "веселенький ситчик", цветочки-лепесточки.
Известно, что одним из первых ленинских решений было создание плана монументальной пропаганды. И на выставке есть предметы, показывающие его воплощение. Вот эта серия огромных деревянных скульптур, изображающих Степана Разина и его дружину работы Сергея Коненкова, была установлена в 1919 году на Лобном месте в Москве. А скульптуры "Рабочий" и "Крестьянин" Ивана Шадра были знакомы каждому советскому человеку, потому что они в прямом смысле попали на деньги - украшали советские купюры 20-х гг.
И все-такиглавное в этих залах не идеология, а праздник искусства. Это понимаешь, когда видишь, с каким вдохновением создавали новый язык искусства художники разных школ. Это отчетливо заметно в зале, где собраны эскизы украшения улиц к первой годовщине революции. Альтман, Пуни, Лебедев, Добужинский, Петров-Водкин - кажется, Петроград в 1918-м превратился в музей под открытым небом.
Но, пожалуй, самый интересный зал - артели народных промыслов. В 20-х они активно осваивали новый язык, порождая подчас презабавную продукцию. Например, скатерть, где среди традиционных народных петухов вписаны красные звезды, шестеренки и серпы с молотами. Или палехскую роспись "Битва белых с красными". Или удивительный бюст Льва Троцкого, служащий одновременно подставкой для флага. Кстати, изображений Троцкого, как и других вождей революции, на изделиях ДПИ немало. Представлены на выставке и такие, где облик Троцкий уже вытравлен железной рукой революции. Например, на фарфоровой тарелке, выпущенной к семилетию Красной армии. Однако при определенном ракурсе его смутный облик проступает - как напоминание всем нам, зрителям, чем вскоре обернулась вся эта красота, так активно внедряемая в новую жизнь.
Выставка "Искусство в жизнь" в Русском музее