Напомним, в минувшую субботу примерно в 11.20 по местному времени 19-летний житель Сургута в маске поджег горючую жидкость в ТЦ "Северный", вызвав задымление. Затем выбежал на улицу и стал наносить по прохожим удары ножом. От рук преступника пострадало семь человек от 28 до 78 лет. Нападая, он не делал разграничений ни по национальности, ни по возрасту - резал всех, кто попадался под руку. Силовики обезвредили злоумышленника через 40 минут после возникновения возгорания в ТЦ. Он был убит выстрелом на поражение.
Дело о резне в Сургуте передано в Главное следственное управление СК России, контролирует его лично глава ведомства Александр Бастрыкин. В СК до сих пор не подтверждают, но и не опровергают версию о теракте. Не исключается, что парень был психически не здоров.
Между тем подавляющее большинство СМИ практически сразу назвали ЧП терактом. В первые часы в соцсетях, особенно местных, муссировались различные слухи. Например, о том, что преступников было трое. Власти Югры призвали жителей не поддаваться панике и доверять только проверенной информации. Мэр Сургута записал видеообращение, чтобы успокоить горожан: "Бандит обезврежен, полиция держит ситуацию под контролем". Спустя сутки в соцсетях появилось видео, на котором молодой человек в маске и с топором присягает на верность запрещенной в России ИГИЛ на фоне флага этой организации. Утверждалось, что это и есть парень, устроивший побоище. Кстати, организация взяла на себя ответственность за произошедшее уже через несколько часов после нападения.
-Террористические организации готовы брать ответственность за любую бойню, за действия любого психически ненормального человека, им это выгодно, - говорит доцент кафедры теории и истории международных отношений УрФУ Дмитрий Победаш. - Не исключено, видео запущено для того, чтобы запугать людей, показать, что адепты запрещенной в России организации ИГИЛ готовы совершать акции в любой точке планеты.
При этом, по словам эксперта, сегодня на теракты идут не только хорошо организованные экстремистские формирования, но и одиночки или небольшие группировки.
- Все началось с норвежского террориста Брейвика, виновного в гибели 77 человек, - считает Дмитрий Победаш. - Одиночек становится все больше, и это очень опасно, поскольку спецслужбам сложнее отследить их действия, предугадать их намерения, тогда как крупные организации находятся под пристальным вниманием силовиков. При этом под влияние одиночек легко попадают люди, особенно с неустойчивой психикой, разделяющие их экстремистские взгляды. Поэтому во всем мире все больше террористов буквально идут с топором или ножом против всех.
То, что власти не назвали сразу нападение терактом, по мнению Дмитрия Победаша, вполне логично: пока СК выясняет все детали. Официальное заключение появится, когда будет полная ясность.
Как отмечает эксперт, у спецслужб разных стран есть единое понимание природы террористического акта:
- В отличие от простого убийства, когда действия преступника направлены против конкретного человека, террорист выступает против государства, его идеологии. И во имя своей идеи он готов убивать практически без разбора.
Что, собственно, и произошло в Сургуте. Если преступник не сумасшедший, о чем судить можно только по косвенным данным, он совершенно четко знал, что делал.