По легенде учений авиация условного противника частично разрушила ярославский железнодорожный мост через Волгу на направлении Киров - Ярославль - Дно, из-за чего движение армейских составов оказалось прервано. Для ремонта стационарного моста требуются не меньше трех недель, поэтому по приказу командующего войсками Западного военного округа в районе ярославского поселка Норское на 507-м километре Волги, разворачивается Ярославский временный перегрузочный район, а отдельная железнодорожная бригада начинает наводить километровый понтонный мост. Причем, впервые для обустройства этого моста будет использовано сочетание двух понтонных парков различных конструкций - МЛЖ ВФ-ВТ и НЖМ-56: у первого автомобильный и железнодорожный проезды выполнены в одной плоскости, а у второго они оборудованы отдельно.
В Минобороны РФ пояснили, что применение двух комплектов позволяет расширить спектр применения наплавных мостов, в том числе для решения задач по проезду колесной и гусеничной техники.
…На одном берегу Волги в месте учений - поселок Норское, на другом - дачный массив. К разрешенным точкам обзора высыпали, кажется все жители поселка и владельцы дачных домов, не занятые на работе. С обоих берегов во встречном направлении уже частично уложены секции понтонов, но середина реки пока свободна. Перед самым началом учений в этот промежуток неожиданно проходит совершенно мирный бело-голубой многопалубный круизный лайнер - оттуда отдыхающие приветственно машут руками.
Начинается переправа, берег левый, берег правый. Пока понтонного моста нет, техника и средства материального обеспечения перевозятся по воде на переправочных средствах - паромах, плавающих транспортерах, баржах-площадках. Подчас кажется, что техника просто плывет по воде.
В динамики раздается: за сутки с помощью таких паромных переправ можно перевезти через Волгу до 300 единиц подвижного состава, 3800 единиц автомобильной техники, до 50 тысяч тонн материальных средств.
Строительству моста пытается помешать "вражеская" авиация: взрывы, грохот выстрелов, дым. Возникший на одном из плавсредств пожар тушит вертолет Ми-8 с водосливным устройством - мягким баком для воды емкостью 2,5 тысячи литров.
Ветер - 18 метров в секунду, тогда как максимально допустимая его скорость при наведении понтонного моста - 12 метров. Сильные волны мешают работе, но военные с задачей справляются. Наконец встречные части моста соединены, стыки проверены. Раздается долгожданный гудок - по новой понтонной переправе движется воинский эшелон с танками и бронетранспортерами длиной 500 метров и массой две тысячи тонн. За ним - поезд с личным составом. Следом - колонна танков, БПМ, КамАЗы и топливозаправщики. Последним проехал санитарный поезд, а за ним - автобусы с "беженцами".
По словам заместителя министра обороны РФ Дмитрия Булгакова, Сергей Шойгу оценил прошедшие учения на отлично.
- Военные выполняли задачу в невероятно тяжелых условиях, - привел слова министра Дмитрий Булгаков. - Сегодня ветер был 18 метров в секунду. А все стыки на наплавном мосту измеряются даже не в сантиметрах, а в миллиметрах.