Николай Борисович, насколько готово к зиме ЖКХ региона?
Николай Смирнов: Примерно на 75 процентов. Через три недели, полагаю, показатель приблизится к 100 процентам. Я рад, что за последние годы подготовка к отопительному сезону перестала быть "подвигом" коммунальщиков, а стала системой, где каждый ее участник, начиная с органов исполнительной власти, чиновников в муниципалитетах, руководителей предприятий ЖКХ и заканчивая рядовыми работниками отрасли, понимает свою роль и функцию в этом процессе.
Надеюсь, что и осенне-зимний сезон пройдет спокойно. Говорить, что у нас не будет порывов и технических отключений, слишком оптимистично: за девяностые и нулевые годы в отрасли накопилась масса проблем, их невозможно решить за 3-5 лет. Но мы научились устранять неполадки столь оперативно, что чаще всего батареи в домах не успевают остыть. Отмечу: за последние годы ни одно из технологических нарушений не переросло в аварийную ситуацию.
Все это относится к технической готовности хозяйства. Что касается финансовой стороны, то тут все гораздо сложней: только жители должны за жилищно-коммунальные услуги более 6,5 миллиарда рублей. Это больше, чем затраты на всю ремонтную кампанию: на подготовку к зиме в области уходит около 5,5 миллиарда. Если бы все добросовестно оплачивали услуги, многих порывов бы просто не случилось, ведь ремонтировалось бы больше сетей, строились новые котельные... К сожалению, пока эту проблему решить не удается.
Какова сейчас собираемость коммунальных платежей?Николай Смирнов: В Екатеринбурге высокая, до 96 процентов, хотя и ниже, чем в предыдущие годы, когда она достигала 99-ти. Но в области есть территории, где собираемость менее 80 процентов. Причем далеко не всегда это обусловлено экономическими причинами: порой в населенных пунктах, где градообразующие предприятия работают неэффективно и жители получают невысокую зарплату, платежная дисциплина вполне приемлемая, в то же время сотрудники успешных предприятий, зарабатывающие больше их соседей, оказываются в числе неплательщиков. По статистике, у нас более 12 процентов должников за ЖКУ имеют по две и более квартиры.
Правительство области выделило из резервного фонда свыше 177 миллионов рублей на подготовку к зиме объектов инфраструктуры в самых проблемных городах. Похоже на спешное затыкание дыр…
Николай Смирнов: Ежегодно из бюджетов - областного и местных - на коммунальную сферу выделяются сотни миллионов рублей. На них в плановом порядке реализуются крупные проекты - строятся очистные сооружения, новые котельные и другие объекты. Однако в рамках подготовки к отопительному сезону часто выявляются узкие места, и, если в местных бюджетах не хватает средств на их ликвидацию, по заключению профильного министерства на эти цели выделяются средства из резервного фонда. Это не значит, что мы деньгами затыкаем дыры: если не провести эту работу, люди не останутся без тепла и света, но все же сбои возможны. А мы не имеем права рисковать.
Куда и на что направлены деньги из резервного фонда в этом году?
Николай Смирнов: В 12 муниципалитетов: Волчанск, Красноуфимск, Камышлов, Белоярский городской округ, Серов и другие. Основная проблема повсюду - изношенные тепловые сети. В среднем по области уровень износа составляет 63 процента. Кстати, еще несколько лет назад этот показатель был на уровне 80 процентов. И сегодня я бы не назвал ни одного муниципалитета, где ситуация на системах тепло- и водоснабжения критическая.
Однако ЖКХ по-прежнему нуждается в средствах. Как реализуются в городах области проекты с привлечением частного капитала?
Николай Смирнов: Я не сторонник мнения, что бизнесмен придет и везде наведет порядок: в каждом населенном пункте свои условия. В крупном городе проще решить многие проблемы. Например, в Екатеринбурге водоканал реализует крупнейшую в стране инвестпрограмму без бюджетного финансирования - только за счет кредитных ресурсов. Потому что здесь много потребителей и большой объем средств. А есть малые населенные пункты, где от котельной запитаны только два-три жилых дома. Никакой инвестор туда не придет, потому что тарифа просто не хватит на реализацию его проекта. В этом случае обеспечение жителей качественными коммунальными услугами должно взять на себя государство.
И все же в области начинают работать и концессии. Насколько эффективно?
Николай Смирнов: В 21 муниципалитете заключено 27 концессионных соглашений с объемом частных инвестиций четыре миллиарда рублей, первые уже начали выполняться. В основном это проекты модернизации систем теплоснабжения. Например, в Каменске-Уральском реализуется крупный проект стоимостью почти 900 миллионов рублей, город может им гордиться. В Реже концессионер вместо одной старой котельной построит несколько мини-ТЭЦ и за счет продажи электроэнергии постепенно компенсирует свои затраты. Если в первые годы концессия пугала и глав городов, и бизнес, то сегодня они видят в ней довольно эффективный инструмент. Однако речи об уходе государства из этого сектора не идет: даже там, где есть инвестор, власть оставляет контроль за собой.
В этом году, в отличие от предыдущих, нет громких информационных поводов на тему капремонта многоквартирных домов. Как идет процесс? Неужели все довольны?
Николай Смирнов: Не все. Жалобы есть, и они обоснованны, но меняется их тональность. Первое время люди были недовольны самой необходимостью платить взносы, потом - качеством ремонта и сроками его проведения. Но за 2016 год жители убедились, что ремонты идут, причем не только в крупных городах, увидели, куда направлены их деньги.
Сейчас остается несколько проблем. Первая - неумение сотрудников подрядных организаций общаться с собственниками жилья. Понятно, что изменить сознание за месяц и даже за год невозможно, но мы должны приучить строителей к тому, что именно жители платят им зарплату и отношение к ним должно быть уважительным: закончил работу - убери за собой, разговаривай вежливо, заранее предупреждай об отключении воды и так далее. Вторая проблема: есть собственники как физические, так и юридические лица, которые не допускают на свою территорию сотрудников подрядных организаций. А какой смысл менять весь стояк, пропустив одну квартиру? Эффективность такого ремонта снижается многократно. Пока мы не прибегаем к судебным искам, пытаемся действовать уговорами и убеждением, сотрудничаем с управляющими компаниями (УК) или старшими по дому, даем им время убедить тех, кто упирается. И если получается, то подрядчик возвращается и заканчивает работу.
Удалось ли оградить программу капремонта от недобросовестных подрядчиков?
Николай Смирнов: Вышло постановление федерального правительства, которое ужесточило требования к ним. Теперь идет двухэтапный отбор: сначала региональное министерство ЖКХ ведет квалификационный отбор, а потом проводится аукцион на право выполнения работ в том или ином муниципальном образовании. По моему мнению, нужно ужесточить требования к подрядчикам на первом этапе. Самое опасное (и мы свою точку зрения довели до федеральных органов власти), что участвовать в капремонте многоквартирных домов вправе организация, имеющая всего-навсего "опыт строительных и ремонтных работ". Получается, что фирма, которая занималась, скажем, покраской свинарников, может вести ремонт жилых помещений?! Мы на своем уровне стараемся отсечь таких претендентов. Кроме того, убеждаем руководителей строительных организаций, которые выигрывают аукционы на право работы в крупных городах, принимать участие в конкурсах и на удаленных территориях. Это тоже проблема: никто не хочет ремонтировать единственный дом в поселке Гари. Но в этом год у хотя бы по одному участнику на каждый подобный лот уже нашлось. В те же Гари пришел подрядчик, который до этого выиграл выгодный контракт в Серове.
В Свердловской области появился механизм, позволяющий жителям заменить лифт за счет средств, скопленных на капремонт. Читатели "РГ" интересуются, каковы перспективы этой программы?
Николай Смирнов: Проблема реконструкции лифтового хозяйства остро стоит во всех субъектах РФ, особенно там, где в 80-е годы прошлого века бурно развивалось многоэтажное строительство. Прошло 25-30 лет, лифты пора менять - все и сразу. За счет государственных средств это нереально: областной бюджет может профинансировать 50-100 штук в год, но это капля в море. Поэтому была разработана программа ускоренной замены лифтового оборудования. В чем ее суть? Подрядчик разово меняет большое количество лифтов под гарантию регионального фонда капремонта, а выплачивают ему средства в течение трех лет. Это позволило нам в прошлом году заменить 1002 лифта. Сейчас готовится проектно-сметная документация на следующую партию - 501. Схема признана эффективной на уровне РФ, Агентство стратегических инициатив презентовало ее в Сочи как лучшую практику привлечения инвестиций в жилищную сферу, а министерство ЖКХ РФ рекомендует использовать всем субъектам.
Но порядка 12-14 процентов многоэтажных домов в Свердловской области копят деньги на спецсчетах, поэтому фонд не может гарантировать их расчеты с подрядчиком. Для них мы разработали схему 50-процентного аванса. Как правило, нужную сумму (в среднем миллион рублей на подъезд) жители уже накопили, если добросовестно платили взносы с ноября 2014 года. Остальное выплачивается за три года.
По вашему мнению, помогло ли навести порядок в коммунальной сфере лицензирование УК?
Николай Смирнов: Нельзя сказать, что проблем нет, но порядка точно стало больше, значительная часть недобросовестных компаний ушла с рынка как Екатеринбурга, так и области. Неотвратимость наказания - очень действенная мера: УК боятся лишиться лицензии, а впоследствии и бизнеса. Кроме того жилищный надзор стал использовать различные методы воздействия, вплоть до уголовного наказания для руководителей компаний, которые нарушают закон. Сейчас в Свердловской области осталось около 300 компаний, подавляющее большинство из них - добросовестные.