Сегодня на Дону инноваторов поддерживают в рамках областного закона об инновационной деятельности. За 10 лет его работы в рейтинге инновационных регионов область поднялась на семь пунктов и заняла 19-е место. По итогам прошлого года в регионе был отгружен рекордный объем "умной" продукции, в общей сложности на 134 миллиарда рублей. По этому показателю донской край занял первое место в ЮФО. Всего инновационными признано около 200 предприятий.
- Если смотреть статистику, то по числу предприятий и объему продукции Ростовская область действительно выглядит неплохо, - считает начальник управления ТПП Ростовской области Валерий Королев. - Но если оценивать это направление в динамике, то мы потеряли свои позиции и значительно уступаем сегодня регионам-лидерам. Чтобы это положение изменить, необходимо понять, какой поддержки сегодня не хватает предпринимателям и ученым.
Представитель Единого регионального центра инновационного развития Ростовской области Евгений Веремейчук-Недеря говорит, что больше всего не хватает предпринимателям комплексной, пакетной поддержки. Нужна единая структура, работающая по принципу "одного окна", где предприниматель смог бы сразу получить исчерпывающую информацию о видах господдержки, существующих грантах, сертификации своей продукции и потенциальном рынке сбыта.
Именно рынок сбыта считают инноваторы своей самой большой проблемой.
- Сегодня создана широкая структура господдержки разработчиков. Но нет главного - помощи при внедрении наших продуктов в сферу муниципального и государственного заказа. А ведь госзаказ как раз тот самый драйвер развития малых предприятий, - считает Сергей Попов, директор завода, занимающегося производством композитной арматуры.
Представители "умного" бизнеса единодушны в том, что их продукты или услуги позволяют сэкономить время и деньги. Поэтому их внедрение в городское хозяйство действительно позволило бы эффективнее расходовать бюджетные средства. Но без поддержки местной власти осуществить это практически невозможно.
Причем примеры такого сотрудничества, по словам Сергея Попова, уже есть. В Агентстве инновационного развития Москвы регулярно проводятся сессии производителей такой продукции. На них абсолютно все желающие могут представить свои разработки напрямую потенциальным потребителям: подведомственным муниципалитету организациям и госкомпаниям. При получении положительного заключения от потенциальных заказчиков лидирующие компании поддерживают и дальше: их продукцию продвигают на других специализированных мероприятиях, где заказчиками выступает уже крупный бизнес и зарубежные компании, заинтересованные в российской инновационной продукции.
Еще одна проблема инноваторов - закрытость крупных предприятий. Как правило, все промышленные заводы имеют свои программы инновационного развития. Но и у разработчиков-малышей есть интересные идеи, которые можно внедрить на производстве. Только вот достучаться до представителей промышленных гигантов практически невозможно. Посредником в такой кооперации, считают инноваторы, как раз могли бы стать местные власти.