"Мы доживаем свой век в любви к року, а наши дети и внуки будут уже свою музыку слушать", - так говорил на пресс-конференции на недавнем "Нашествии" Алексей Кортнев. И, похоже, это время уже на пороге.
"Просто бесконечные возможности дает музыканту электроника, - считает гость фестиваля музыки и технологий Synthposium, завершившегося в Москве, польский электронщик Яцек Сенкевич. - Было бы желание творить, соединять, менять звуки".
С каждым разом повестка дня фестиваля Synthposium, четыре года назад начинавшегося, как крошечный синтезаторный вернисаж, наращивает объемы. В этом году в Красном Цехе Винзавода фестиваль предстал серьезным массовым зрелищем - с четырехдневным смотром инженерных разработок и новейших музыкальных технологий, лекциями экспертов и инженеров, арт-программой с диджитал-артом, кинетической скульптурой и интерактивными инсталляциями и, наконец, выступлениями звезд электронной музыки, западными и российскими.
Директор фестиваля Наири Симонян считает, что открытым текстом рассказывать широкой публике про модулярный синтез - рискованно. Но создать вокруг него новый контекст, праздничную среду, расцветить новыми красками - так, может, и удастся приблизить человека к пониманию природы электронной музыки.
"Дзайн" по-армянски - звук или шорох или звон. Так называется и кинетическая скульптура, висящая на канатах в Большом Винном хранилище, отданном на фестивале под секцию Art. Это металлический стержень на канатах, с горящими белым светом ветвями-лампами. Он вращается, белый свет бьет в зеркальный кафель, раздается громкий звон и шорох, пропущенный через программу звук слова дзайн, своего рода памятник ему, ослепительный и звонкий.
А вот и живой памятник отечественной инженерной мысли - советский синтезатор "Поливокс", созданный в 70х группой инженеров уральского завода "Вектор", до последнего времени самый популярный на Западе отечественный звуковой прибор. Его модернизированная версия передо мной в павильоне Expo, где на длинных столах выстроились в ряд новейшие разработки звукоинженеров и конструкторов, модуляторы, фильтры и усилители... Один из авторов "Поливокса" Владимир Кузьмин на фестивале читал лекцию в секции On Air, а его коллеги презентовали на Expo последнюю модель гаджета, где были расширены его и без того богатые возможности: синтезатор входит сейчас в концертный арсенал групп Rammstein и Franz Ferdinand.
Множатся предзаказы и на вот этот небольшой модуль с тумблерами и индикаторами (8-голосный полифонический синтезатор Deckard’s Dream). В числе первых заказчиков - Depeche Mode, давние клиенты лаборатории автора прибора Андрея Филиппова. На Synthposium Филиппов провел мировую оффлайн-премьеру Deckard’s Dream.
Немало лекторов от слайд-проекторов переходили на другой день к синтезаторам под тентом сцены Main In Main - как, скажем, Ульрих Шнаусс, аранжировщик Beroshima, Tangerine Dream и Depeche Mode, который, рассказав о том, что субкультурные явления по прошествии времени становятся мейнстримом, взялся обволакивать народ мягкими облаками космического саунда. Хедлайнерами же фестиваля стали лондонский музыкант и генетик Макс Купер, в очередной раз вовлекший нас в свои абстрактные музыкально-художественные опыты и, конечно, кудесник Ричард Девайн, синтезаторы которого гремели жестью, шуршали мятой бумагой и шипели, словно сбрызнутые водой. В теплый летний вечер это было особенно кстати.
Фестиваль музыки и технологий Synthposium