При составлении рейтинга учитывались, например, такие показатели, как снижение энергоемкости ВРП, энергоэффективность при строительстве и капитальном ремонте, эффективность освещения и отопления зданий в бюджетном секторе, популяризация энергосберегающего образа жизни, а также доля отраслевых госпрограмм, включающих показатели энергоэффективности.
Югра в своей категории заняла первое место с результатом 59 баллов. Доля энергоэффективных зданий здесь составляет 43 процента, энергоэффективного оборудования уличного и дорожного освещения - 76. Эти показатели выше среднероссийских более чем на 11 процентов. Несмотря на суровый климат, в жилищном фонде автономии удельный расход электроэнергии на общедомовые нужды многоквартирных домов и зданий бюджетной сферы также ниже общероссийских. "Фишкой" Югры стали энергосервисные контракты: только в 2016 году их заключено 15, большинство - на модернизацию систем отопления школ и детских садов Кондинского района, Урая и Пыть-Яха. Суммарная экономия в результате реализации всех заключенных с 2015 года контрактов составит более 89 миллионов рублей.
- Самый успешный энергосервисный контракт в автономном округе заключен в 2015 году с МАУ "Сургутская филармония". По последним оценкам, экономия предприятия достигла 58 процентов, - говорит депутат окружной Думы Сергей Великий.
Кроме того, Югра стала безусловным лидером в стране по параметру "доля отраслевых госпрограмм, включающих показатели энергоэффективности", который отражает заинтересованность властей всех уровней в процессе энергосбережения.
На последнем месте в своей категории оказалась Свердловская область, у нее 21,6 балла. Здесь невелика доля энергоэффективных зданий - 17 процентов. Ниже общероссийского показатель оборудования индивидуальными теплопунктами с автоматическим регулированием температуры теплоносителя: 7 процентов против 12 в среднем по РФ для зданий бюджетной сферы и три против четырех - для многоквартирных домов. Также всего 20 процентов отраслевых госпрограмм предписывают стремиться к экономии ресурсов.
Лидирующие позиции в рейтинге занимают регионы, где есть политическая воля, направленная на решение таких задач, считает член рабочей группы по повышению энергоэффективности при правительстве РФ Дмитрий Серебряков.
- Например, многие субъекты занимаются энергоэффективным капитальным ремонтом, однако в Свердловской области такого нет, - отмечает он. - Это означает, что еще десятилетиями наши граждане будут переплачивать за коммунальные ресурсы.
По мнению игроков уральского рынка, портит показатели и отношение местных властей к инвесторам, готовым реализовать проекты в энергетике. Так, руководитель компании, занимающейся инвестициями в возобновляемые источники энергии, Алексей Елисеев рассказал, что в одном из муниципалитетов области его фирма намеревалась построить на собственные средства небольшую гидроэлектростанцию, вложив в проект порядка 70 миллионов рублей. После получения всех разрешительных документов компания была готова приступить к проектированию.
- Звоню главе муниципалитета с хорошими новостями, говорю, что теперь мы готовы купить земельный участок, а кроме того, модернизировать местные электрические сети, чтобы ввести станцию в эксплуатацию, - написал Елисеев на своей странице в социальной сети.
Однако чиновник интереса к проекту не проявил, предложив обсудить идею позже на "каком-нибудь совещании".
- Когда к главе приходит предприниматель с проектом, подкрепленным суммой, аналогичной двухгодовому бюджету муниципалитета, а в ответ: "Извини, некогда", это повод задуматься, - рассуждает Елисеев. - Теперь мы ищем новую территорию, где сможем построить мини-ГЭС. Условие одно - адекватность властей на местах и предсказуемость их поступков.
Отметим, что место для размещения станции и условия для этого инвестор в конце концов нашел в Челябинской области.