Судите сами. Сюжет о взаимной любви живописи и кино - один из самых увлекательных. И один из самых востребованных и фестивалями, и прокатчиками. Кроме шедевра Тарковского "Страсти по Андрею" и редко показываемой сегодня тонкой картины Георгия Шенгелая "Пиросмани" (1969), с ходу можно вспомнить "Контракт рисовальщика" и "Ночной дозор" Питера Гринуэя, "Караваджо" Дерека Джармена с блистательной Тильдой Суинтон и, разумеется, интернациональный хит Питера Веббера "Девушка с жемчужной сережкой", в котором были задействованы Колин Фёрт в роли Яна Вермера и Скарлетт Йоханссон в роли его модели…
Одни из авторов идут от истории создания картины, отыскивая в ней следы криминальной драмы ("Ночной дозор") или делая модель и живописца героями мелодрамы ("Девушка с жемчужной сережкой"). Другие с помощью камеры пристально исследуют пространство картины, как, например, Лех Маевский в фильме "Мельница и крест" исследовал полотно Питера Брейгеля-старшего "Путь на Голгофу". Фильм и/или видеоинсталляция у него были не просто развернутым комментарием к легендарной картине, но и пространством, в котором новейшие компьютерные технологии служат способом "приближению" к картине. Наконец, несть числа старым добрым байопикам, в которых страсти, метания и муки художника пакуются в крепко сбитый сюжет с непременными ста пудами любви, блистательными актерами и шедеврами художника где-то на заднем плане.
В программе фестиваля The Art Newspaper Russia, в которую включены только фильмы об искусстве, показанные на фестивалях нынешнего года, есть и байопики, и история создания одного портрета, и фильм, извлекающий из мгновения фотографии - протяженность времени, из картины Питера Брейгеля-старшего - вечность. Всего пять картин.
"Роден", классический байопик, снятый Жаком Дуайоном к 100-летию со дня смерти скульптора, соединяет антураж исторического фильма и любовный треугольник, в котором мучительно складываются отношения скульптора, его блистательной ученицы и возлюбленной Камиллы Клодель и Розы Бёре, матери его единственного ребенка. Отношения Камиллы Клодель и Огюста Родена не раз привлекали внимание кинематографистов (равно как историков искусства). Изабель Аджани сыграла в Камиллу Клодель в одноименном фильме 1988. В 2013 году Брюно Дюмон снял развязку любовной и творческой драмы в фильме "Камилла Клодель, 1915", когда оставленная учителем и любовником Камилла оказывается на грани безумия и семья отправляет ее в психушку до конца жизни. Жюльетт Бинош, сыгравшая постаревшую оставленную музу скульптора среди реальных пациентов клиники для душевнобольных, не получила приза на Берлинале-2013. Равно без наград остался и режиссер. Но это один из лучших фильмов об искусстве, о цене, которую платит художник за дар и муза - за то, что была музой. Очень интересно было бы увидеть в программе эти три фильма вместе. Но пока - только "Роден".
Фильм "Гоген. В поисках рая" Эдуарда Делюка - подарок для поклонников если не Гогена, то Венсана Касселя, сыгравшего французского гения, сменившего жизнь благополучного буржуа на таитянскую свободу. Собственно, сюжет равно классический (привет "Цыганам" Пушкина и другим романтикам), как и современный (дауншифтинг еще в моде?).
Другого культового героя французского искусства XIX века представляет полнометражная анимационная лента "Ван Гог. С любовью, Винсент" (режиссеры Дорота Кобела и Хью Велчман). Команда из 125 художников создавала "картину маслом". Буквально. Каждый из 65000 кадров написан маслом на холсте в технике Ван Гога. Точнее, на язык живописи переведен каждый кадр фильма, сыгранного актерами, в том числе Эйданом Тернером, Хелен МакКрори, Элионор Томлисон…
В отличие от полных драматических страстей байопиков, фильм Стэнли Туччи "Последний портрет" может показаться камерным. Молодой американский искусствовед, увлеченный творчеством Альберто Джакометти, приезжает в Париж, чтобы познакомиться со знаменитым скульптором, побывать у него в мастерской. Скульптор предлагает молодому человеку позировать для портрета. Тот, польщенный, соглашается, не подозревая, что отныне он потеряет контроль над своей жизнь. Туччи снимает своего рода "портрет художника в старости", причем Джакометти сыграл Джеффри Раш, гривастый, роняющий пепел, впадающий то в отчаяние от несовершенства работы, то оживающий от любви к легкомысленной гризетке… Наблюдать за игрой Джеффри Раша не менее интересно, чем Джеймсу Лорду (так звали выпускника универа "лиги плюща") было наблюдать за непредсказуемостью реакций великого скульптора. Фильм тонко выстроен. И хоть порой кажется, что Арми Хаммеру в роли Джеймса Лорда играть решительно нечего, кроме прилежности и аккуратности, в конце концов фильм не о нем…
Наконец, ни в коем случае нельзя пропустить последний фильм покойного Аббаса Киаростами "24 кадра", в котором он оживляет 24 фотографии и картины на 4 минуты 30 секунд каждую. Похоже, длительность кадра перекликается со знаменитой композицией Джона Кейджа "4’33", когда вместо слушателям предлагалось услышать… тишину. Аббас Киаростами предлагает увидеть движение в остановленном мгновении фотографии, время - в "Охотниках на снегу" Брейгеля.
Наконец, на открытии фестиваля обещают показать "Квадрат" Рубена Эстлунда, получившего Золотую Пальмовую ветвь в Канне в этом году.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"