Вместо того чтобы подтвердить очевидный, зафиксированный в медицинской карте факт, врачи предложили работнице одного из кондитерских предприятий города пройти освидетельствование в областной психоневрологической клинике в Челябинске. Однако ехать в другой город женщина наотрез отказалась.
- Этому странному решению, как водится, предшествовал конфликт, - пояснил адвокат пострадавшей Владимир Токарев. - В свое время моя клиентка выступила с критикой врачей в Интернете. Город у нас маленький. И когда для прохождения регулярной, необходимой для работы в пищевой индустрии медкомиссии ей потребовалась справка от психиатра, возникли сложности. В итоге комиссию моя клиентка все-таки прошла, но, чтобы исключить подобное противодействие в будущем, ей пришлось обратиться в суд.
Стоит отметить, что первоначально Коркинский городской суд и апелляционная инстанция областного суда исковые требования женщины не поддержали.
Как установили в Верховном суде РФ, обе судебные инстанции приняли во внимание письменные ответы главного врача ЦГБ, который в строго установленные законом сроки трижды уведомил заявительницу о том, что врач-психиатр "разрешить вопрос о выдаче справки заявительнице единолично не смог". А врачебная комиссия ЦГБ, на которую она приглашалась, но не пришла, рекомендовала направить ее на обследование в Челябинск. Причем действовали так врачи якобы в полном соответствии с пунктом 38 "Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров".
Между тем именно этим документом регламентировано, что направление человека на врачебную комиссию возможно только при обнаружении при первичном медицинском осмотре "признаков противопоказаний" к работе. А заявительница у психиатра, как уже было сказано, никогда не наблюдалась и обратилась в больницу за справкой, подтверждающей это обстоятельство. И Верховный суд РФ указал, что согласно "Порядку выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" любые документы гражданам обязаны выдавать на основании записей в медкарте.
Любое медобследование по закону приравнено к медицинскому вмешательству, и проводить его можно только с добровольного согласия пациента на основании предоставленной ему информации о целях, методах, связанных с ними рисках и возможных последствиях. Исключение составляют только случаи, когда состояние человека не позволяет выразить свою волю, заболевание представляет опасность для окружающих, налицо тяжелые психические расстройства или имели место общественно опасные деяния. А поскольку ни к одной из перечисленных в законе категорий жительница Коркино не относилась, то на каком основании ее направлении на дополнительное освидетельствование в психбольнице?
В итоге оба судебных решения Верховный суд РФ отменил, а иск пострадавшей направил на новое рассмотрение. И на сей раз исковые требования женщины были удовлетворены в полном объеме.