80-летняя Тамара Марковна всю свою жизнь прожила в Вознесенском переулке. Том самом, куда выходят двери в московскую мэрию. Тому, как преобразилась Тверская за последние годы, она рада. Снова цветут липы, люди гуляют там, где было не протолкнуться от машин. Только вот беда: поблизости не было ни одного магазина, в котором можно по разумной цене купить свежие продукты. "Когда на Тверской закрыли все продуктовые магазины и остался только "Елисеевский" с его ценами, я ездила сначала на рынок - путь неблизкий. Позже нашла недорогой супермаркет на Шереметьевской, но и туда добраться было непросто - по 45 минут ждала трамвай. Наконец, появился дешевый супермаркет у Александровского сада, но его недавно закрыли, - рассказывает пенсионерка. - А теперь ходить стало даже ближе - вот купила яблоки, сметану, молоко, лук... И заплатила за все 300 рублей".
Впрочем, слышала я и другую точку зрения: Тверская - это старая Москва, исторический центр города, и торгашам тут не место.
- С какой стати? Тверская во все времена была и остается торговой улицей, - категорически не согласен с таким мнением руководитель столичного департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. - Возьмите другие столицы мира. Например, Вену. Там, на центральной улице торгуют все крупные сети.
К тому же, по его словам, цены в "Ашане" ниже, чем в среднем по городу. Именно об открытии таких магазинов давно просили жители центра Москвы. Но рынку не прикажешь. Это банки открывали здесь офисы ради престижа. А сети пришли сами, когда поняли, что и здесь можно работать эффективно. И не только "Ашан". Есть здесь уже и "Перекресток", открыл два магазина "Мосхозторг", заключив договоры аренды под них сразу на 5 лет. Значит, рассчитывает, что прописался в центре надолго. В "Елисеевском" вместо элитного ресторана "Этаж" появилась дешевая "Вареничная N 1"... Этим переменам рады не только те, кто живет поблизости, но и работающие люди, и туристы. Об этом можно судить хотя бы потому, что во всех новых магазинах и точках общепита - покупатели и посетители, а не голые залы со скучающими продавцами, как еще недавно в бутиках с их ценниками. Предпочитают ходить в супермаркеты эконом-класса даже те, кто снимает на Тверской квартиру, хотя аренда скромной двушки там стоит в среднем 120 тысяч рублей в месяц. На руку торговцам играет и расширение пешеходной зоны. Гуляющих здесь стало втрое больше, по оценкам экспертов, а значит, выросло и число покупателей. На это и рассчитывают владельцы сетей, а вовсе не на то, что в центр поедут со всех округов города закупать продукты на неделю, как это происходит в магазинах у Кольцевой. Мария Курносова, директор по коммуникациям "АШАН Россия" сказала "РГ": "Мы открыли на Тверской магазин формата "у дома" для совершения небольших ежедневных покупок, и основная часть наших клиентов - пешеходы". Тем, кто решит отправиться в супермаркет на машине, придется заплатить за парковку в подземном паркинге через дорогу 300 рублей в час.
Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ "Высшая школа экономики":
- Основная часть продуктовых недорогих магазинов в столице расположена за пределами Садового кольца. Открытие гипермаркета на главной улице в непривычном для него формате у покупателей вызывает как минимум интерес. Кто бы мог подумать десяток лет назад, что на Тверской можно будет купить дешевый хлеб, колбасу и молоко? Да и к тому же поесть и запастись товарами для дома. С точки зрения маркетинга в городе наблюдается трансформация гипермаркетов под решение локальных задач. На Тверской открываются два типа магазинов - для жителей в формате "у дома" и для туристов, а также работающих там. Правда, если таких дешевых магазинов здесь откроется еще два-три, это может привести к их неокупаемости и закрытию. Выход вижу такой: не копировать в центре формат успешных игроков рынка и открывать не только продуктовые магазины, но и маленькие кофейни для завтраков и тех, кто не хочет готовить дома.
Полина Киселева, эксперт по розничной торговле:
- Открытие магазина на Тверской улице - показатель успеха бренда. Крупные ретейлеры зачастую открывают здесь свои флагманские точки, что носит больше репутационный характер. Магазин не будет работать на самоокупаемость, так как все съедят арендные платежи. Однако его не закроют в силу успешности бренда и способности содержать магазин.