06.09.2017 21:13
Культура

В театре "Балтийский дом" покажут необычную премьеру

В "Балтийском доме" покажут необычную премьеру
Текст:  Ольга Штраус
Российская газета - Федеральный выпуск: №200 (7366)
В театре "Балтийский дом" в эти выходные премьера: спектакль "Тарас" поставил режиссер Сергей Потапов, в заглавной роли - Леонид Алимов. Журналистам уже показали отрывки из спектакля и сообщили, что он представит театр на международном фестивале "Балтийский дом", который пройдет в Санкт-Петербурге с 3 по 21 октября уже в 27-й раз.
Читать на сайте RG.RU
Фестиваль "Александринский" открылся "Площадью героев"

На самом деле пьеса Михаила Башкирова, написанная специально для "Балтдома", - не инсценировка известной повести Гоголя "Тарас Бульба", а вполне самостоятельное произведение. И главное действующее лицо здесь - панночка-полячка по имени Селина (Елена Карпова). Именно она заводит пружину всего сюжета, именно она поочередно пытается добиться всех главных мужчин Запорожской Сечи. Глобальная цель ее - сам Тарас, но если путь к нему пролегает по сердцам Андрия (Олег Коробкин) и Остапа (Егор Лесников), то она безжалостно пройдет этот путь.

Никакой романтизации военных подвигов в спектакле нет. Брутальный, почти зверский, Тарас Бульба (таким, собственно, он и выведен у Гоголя) пытается сделать из сыновей настоящих мужчин, приобщив их к военному братству и военному искусству.

Но, исследуя эту тему, режиссер убеждает нас: идея, будто война закаляет и сплачивает мужчин, - иллюзия. Война - это боль, утраты, разрушения.

Что же можно противопоставить ей? Любовь? Но и она, замешанная на страсти обладания, оборачивается своей хищнической стороной. Не случайно образ Панночки в спектакле все время сопровождает некая Свинья - символ всего низменного, первобытного, животного.

Режиссер спектакля убеждает нас: идея, будто война закаляет и сплачивает мужчин, - иллюзия. Война - это боль, утраты, разрушения

Вообще пьеса Михаила Башкирова, кажется, написана не столько по мотивам "Тараса Бульбы", сколько по мотивам всего Гоголя периода "Вия" и "Диканьки".

Авторы спектакля с упоением воссоздают на сцене стихию фольклорной мистики, языческого колдовства, вызывающего к жизни самые жуткие, самые темные, потаенные силы природы и личности.

Отсюда - изобилие всевозможных заговоров, закличек, на которые то и дело сбивается Панночка. Отсюда - сценография спектакля, где так много языческих деталей и символов: например, увешанные ленточками деревья - шаманский обычай, широко распространенный и на востоке, и на юге.

Какие премьеры подготовил МХТ им. Чехова в новом сезоне

Сергей Потапов, якут по происхождению, кажется, вообще с большим удовольствием окунает зрителя в фольклорные мотивы, находя множество точек соприкосновения между народными традициями разных этносов.

Иногда это получается до дрожи выразительно (художник-постановщик Михаил Егоров). Так, вывернутые наизнанку звериные шкуры, развешанные на всем пространстве сцены на манер неких брошенных сумок, олицетворяют поле брани, по которому бродит Панночка, чтобы "заглянуть в глаза мертвецов: там человек свое будущее видит".

Однако не стоит пересказывать весь спектакль. Добавим только, что свет в этих безднах мрака авторы все же находят, для чего в пьесу и спектакль введены другие гоголевские персонажи, отсутствующие в повести "Тарас Бульба".

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад