- Первая область, которая приняла жителей блокадного Ленинграда, прежде всего эвакуировавшихся детей и женщин, была Ярославская. Сотни тысяч ленинградцев спаслись благодаря помощи ярославцев, многие из них нашли здесь вторую родину, - сказал на открытии выставки губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. - Здесь каждый экспонат - это живая история, напоминание о том страшном и тяжелом времени, которое пережили наша страна и наш город.
…Под ногами дощатый серый пол, в помещении - полумрак, без конца стучит метроном, черная "тарелка" радио сообщает об артобстреле: напоминание о беде 76-летней давности настолько реалистично, что ветераны-блокадники еле сдерживают слезы, а молодежь понижает голос до шепота, жадно читает пожелтевшие листочки и рассматривает фотографии за стеклом. Вот ленинградская 125-граммовая пайка хлеба, полагавшаяся иждивенцам, то есть детям и всем неработающим. Работающим - 250… Тетрадные листочки с объявлениями вроде: "Поменяю на хлеб: печатную машинку, граммофон с пластинками, гитару, пианино"; "Меняю на табак одеяло подушки, постельное белье, матрац, перину, кровать, буфет, стулья, стол, любую мебель". Ручная сирена для оповещения о приближающихся самолетах: она издавала протяжный вой, когда крутили ее ручку, причем подчас ее крутили даже дети.
Пробитые каски, ржавые штыки, пулеметные ленты, фляжки, найденные при раскопках в местах боев. Воссозданная в мельчайших подробностях типичная жилая комната 1940-х годов: с двустворчатыми входными дверями, круглым столом в центре, швейной машинкой, венскими стульями, шкафчиками, ажурными салфетками, радиоприемником и торшером. А по соседству - жилье, где люди выживают, как могут: с печкой-буржуйкой, потому что нет отопления, с почти разобранным паркетом, пошедшим на растопку, без воды, еды, света, с заклеенными крест-накрест оконными стеклами... Реалистично настолько, что даже печка "дымит".
Александра Николаевна Власова, которую, полуживую, вывезли из Ленинграда в пятилетнем возрасте, призналась, что как будто вернулась в страшное свое детство, где она "ползала под столом и искала крошки", потому что все время хотелось есть. Когда от голода умерла мать, четырех оставшихся девочек-сестер оправили в приюты: самую младшую - в дом малютки (потом сестры ее так и не нашли), а трех старших - в другой детдом и в эвакуацию. В поезде по дороге в Ярославскую область ее в какой-то момент даже посчитали мертвой, положили на верхнюю полку, куда укладывали всех умерших, но она очнулась, упала сверху… В первый год в эвакуации девочка была настолько слаба, что не могла ходить, ее на время взяли к себе из детдома добрые люди, которые и поставили на ноги. После войны в этот детдом, полный ленинградских детей, пришел за своим сыном один-единственный папа - у всех остальных отцы погибли…
40 лет Александра Николаевна отработала на Ярославском радиозаводе. Она и другие ветераны-блокадники еще могут рассказать, "как это было". А в помощь им - редчайшие документы, фотографии, предметы быта, зенитка в проеме стены, каркас огромной авиабомбы - именно такие падали на город. Пистолеты, пулеметы, винтовки, автоматы (отечественные, немецкие и прочие), больше 70 редчайших автомобилей - о том времени рассказывает все.
Причем вся техника - на ходу. В том числе даже два уникальных газогенераторных грузовика, которые работают на… дровах: в расположенные за кабиной баллоны загружаются чурочки, все это поджигается, образовавшийся газ поступает в двигатель. В блокадном городе, когда негде было достать бензин, такие машины были незаменимы. В этот раз до Ярославля они добирались на бензине, но дровяной вариант тоже возможен - правда, скорость больше 40 километров будет уже не развить.
Своим ходом приехал в Ярославль и ЗИС "Захар Иванович", который всего два года назад еще лежал в болоте в Прибалтике, утонув там в 1941 году. Но автомобиль настолько хорошо сохранился, что менять в нем пришлось практически только деревянные детали: на машине до сих пор стоят родные прокладки.
Выставка в ярославском КЗЦ "Миллениум" будет работать до 10 сентября включительно. Вход - бесплатный.
В Ярославле открылась выставка, посвященная 76-летию начала блокады Ленинграда