Российская газета: Вера Стефановна, на Кубани три основные точки притяжения туристов - Сочи, Геленджик и Анапа. Они соревнуются?
Вера Севрюкова: У каждого города свои преимущества, а у туриста - веская причина ехать именно туда. Если Сочи может похвалиться уникальными сероводородными ваннами и субтропическим климатом, Геленджик - самой протяженной набережной в России, то Анапа обладает целым букетом уникальных природных факторов. Смотрите: здесь несколько разновидностей грязей, 12 типов минеральных вод, многокилометровый песчаный пляж и уникальный климат, сочетающий в себе сухость средиземноморского и прохладу горного. Мелководное море у нас прогревается так, что в нем могут принимать ванны малыши с девяти месяцев. В Анапе есть и климатолечение, и талассотерапия, и виноградолечение. И наконец, у города интересная история. Именно в этих местах 2,5 тысячи лет до нашей эры существовала древняя Горгиппия.
Наш город-курорт выбирают люди семейные, те, кто хочет не просто позагорать, а с пользой отдохнуть и поправить здоровье. Ведь, несмотря на экономический спад, в нем сохранились и действуют свыше двухсот пансионатов и санаториев. Это доступный курорт федерального значения.
РГ: И все же нынешняя Анапа сильно отличается от "всероссийской детской дачи", какой она была несколько десятилетий подряд?
ВС: 1,2 миллиона школьников ежегодно приезжали к нам и отдыхали в детских лагерях на Пионерском проспекте. В курортной поликлинике лечились по профсоюзным путевкам взрослые - их приезжало до 50 тысяч в год. Когда государство заботилось о работающем человеке, пациенты после стационара обычно направлялись на восстановление в санатории. Анапа возвращала им здоровье. Все санатории, кстати, были круглогодичными. А сейчас, согласно социологическим исследованиям, лишь треть россиян могут позволить себе курортный отдых.
Акцент оздоровления делается государством на туризме. Десятки гостиниц предлагают спа-услуги. Но врачи-курортологи настаивают: санаторно-курортное лечение - это не форма туризма, а серьезная работа по сохранению здоровья нации. Одними массажами и саунами здоровье не вернешь. Уникальный природный фактор Анапы должен приносить и здоровье отдыхающим, и прибыль курорту. Мы очень много говорим на всех конгрессах об этом.
РГ: Тем временем у вас в "ДиЛУЧе" полная загрузка, как всегда, в пик сезона...
ВС: Это результат многолетней работы. Море, климат, усилия врачей делают свое дело. Сюда приезжают на исцеление люди после инсульта и сложных заболеваний, и мы обязуемся вернуть их к прежней полноценной жизни и работе за 18-20 дней отдыха. И делаем это. Ежегодно обновляем диагностическое оборудование, не жалеем на это средств. В этом году появились кислородная камера и набор тренажеров для кинезитерапии, помогающих возвращать подвижность суставов.
"ДиЛУЧ" круглогодично принимает 18-20 тысяч отдыхающих за год. Причем более половины приобретают путевки за наличный расчет. Это те, кто не экономит на здоровье. Осенью и зимой к нам едут по социальным путевкам, везут детей-хроников, потому что доказано: даже после одного курса санаторно-курортного лечения 80 процентов детей и подростков не болеют в течение года или выздоравливают полностью.
Мы понимаем, что прежние времена не вернутся, у людей сократились отпуска, стало меньше денег на оздоровительные программы. Наши врачи научились работать в новых экономических условиях, подстраиваются под короткие сроки путевок и предлагают людям пройти обследования и процедуры за 10-14 дней.
РГ: Успевают?
ВС: Успевают не только оздоровиться, но и побывать на экскурсиях, посмотреть город. В Анапе с каждым годом становится комфортнее городская среда, возникают новые рестораны и кафе на любой вкус и кошелек, появился крупный торгово-развлекательный центр, добавились десятки новых турмаршрутов. Хотя мне, как депутату, всегда хочется, чтобы гостям курорта было еще лучше, удобнее, чтобы они возвращались вновь. У нас мало прогулочных зон, а еще для полноценной работы в межсезонье Анапе нужен ледовый дворец.
РГ: Кстати, как вы отнеслись к курортному сбору? Не отпугнет он туристов?
ВС: Уже появились такие опасения. На мой взгляд, если курортный сбор введут лишь в официальных гостиницах и санаториях, то поток туристов просто переметнется в частный сектор. К тому же 50 рублей ежесуточно - дорого. Одноразовый взнос был бы уместнее.
РГ: Предполагается, что эти средства пойдут на улучшение инфраструктуры курорта, его озеленение. Разве плохо?
ВС: Чистота, уют и сервис не требуют особых вложений. Никто не мешает нам убрать мангалы из прогулочной зоны, чтобы люди не дышали дымом, никто не мешает навести порядок в торговле, устроить удобные зоны отдыха. Не нужны особые деньги и для наведения порядка в застройке города. Анапчане справедливо протестуют против высоток в центре, которые уродуют общий вид, закрывают ландшафт и встают на пути отдыхающих. Люди хотят видеть курорт без высоток, утопающий в зелени, с санаториями и пансионатами. Фактор, который самим Богом и природой дан этому удивительному городу, должен работать на здоровье россиян.
Вера Севрюкова, заслуженный врач РФ:
Прошедшее в прошлом году заседание президиума Госсовета по вопросам повышения инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в РФ оставило надежды на то, что ситуация с санаторно-курортным лечением в стране изменится к лучшему. Пока же лишь один из девяти отдыхающих в Анапе останавливается в санатории: остальные живут в частном секторе.