В эпицентре скандала оказалась школа N5 в Туапсе. Родители ее учеников начали с возмущением писать в соцсетях, что их детей якобы заставляют просматривать новости в воскресенье на Первом канале и потом в классе выступать с докладами.
Широкую огласку эта ситуация получила после того, как ведущий вечернего шоу заявил, что школьникам в Туапсе "придется смотреть в воскресенье Первый канал и в понедельник рассказывать об увиденном". Под раскаты смеха людей, сидевших в студии, ведущий стал ехидно комментировать, что, мол, "Первый канал школьникам можно смотреть не только по выходным, но и всю неделю вместо уроков. Смотрите программу "Жить здорово" - это биология и анатомия, Познер - история и древняя история, а "Смак" - домоводство для девочек"... В аудитории было весело.
Но директорам школ в Краснодарском крае после этого шоу было как-то грустно. И стыдно за наших телеведущих.
- Совершенно все перевернули с ног на голову, все было абсолютно не так, - говорит руководитель той самой туапсинской школы N5 Игорь Иванников. - Мы начали проводить раз в неделю информационные пятиминутки в школе в соответствии с распоряжением министерства образования Краснодарского края. Цель этого - гражданско-патриотическое воспитание молодежи, обсуждение истории России, исторических дат, а не телевизионных новостей. Может быть, в разговоре кто-то из педагогов и рекомендовал ученикам посмотреть новости Первого канала, но это была лишь рекомендация, высказанная между делом, а не требование, которое нужно непременно выполнить. И вот эта фраза, вырванная из контекста, обросла самыми нелепыми подробностями.
Между тем многие из учителей кубанских школ, которых опросил корреспондент "РГ", считают создание "информационных пятиминуток" чрезвычайно положительным начинанием.
- У большинства учеников в мобильных телефонах ничего, кроме "стрелялок", нет, - рассказывает один из учителей школы в Краснодарском крае, имеющий многолетний опыт преподавательской работы. - Только 10-15 процентов старшеклассников следят за событиями в стране и в мире, остальные ничего не знают. Пятиминутки позволяют им увидеть хотя бы общую картину происходящего. Это очень хорошо для патриотического и гражданского воспитания человека.
По словам руководителя минобразования Кубани Константина Федоренко, перед тем как информационные пятиминутки появились в школах, было проведено много совещаний с директорами школ, разработаны методические рекомендации. Однако об одном забыли - предупредить родителей учеников о нововведении. В итоге положительное начинание оказалось просто неправильно услышано родителями. Хотя само по себе направление этих пятиминуток не ново: например, в Ульяновской области они проводятся давно и хорошо себя зарекомендовали.
Сейчас информационные пятиминутки родители и учителя уже успели окрестить "политинформацией", проводя аналогию с теми короткими собраниями, которые проводились в школах в советское время много лет назад. И хотя в минобразования Кубани заявили, что пятиминутки для учеников никто не собирался политизировать, избавиться от полученного прозвища теперь будет очень сложно.
Как заметил в разговоре президент Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный, проблема в том, что местные власти не научилась объяснять своих действий. И из-за этого порой наталкиваются на сарказм миллионной аудитории, у которой уже сформировалось свое мнение. Им нужно проводить чаще открытые брифинги, приглашать на них журналистов и рассказывать, почему внедряется то или иное решение.