В случае же экстренного медицинского вмешательства, когда невозможно получить письменное согласие пациента, видеозапись предлагается производить по решению главврача. То есть, все операции под наркозом предлагается фиксировать на видео. В ряде стран такая практика существует и закреплена законодательно. Необходимость внесения поправок, согласно пояснительной записке, связана с увеличением числа случаев неправомерных действий медперсонала при операциях с применением общей анестезии.
Согласно статистике, в течение года обнаруживается около 3 тысяч забытых в пациентах предметов. Разработчики приводят лишь несколько примеров. Так, в Москве женщина перенесла операцию по удалению камней из почек перед туристической поездкой в Верону. На отдыхе женщине стало плохо, произвели срочную госпитализацию, в ходе которой выяснилось, что врачи московской больницы забыли кусок марли внутри пациентки.
Житель города Энгельса Саратовской области подал в суд на районную больницу, в которой ему провели операцию по удалению аппендицита, забыв внутри медицинский тампон, вследствие чего он испытывал сильные боли в брюшной полости.
Акушеры Санкт-Петербурга в ходе проведения "кесарева сечения" забыли в теле женщины простынь, что едва не привело к гибели пациентки. При ее обращении в полицию оказалось, что отсутствуют доказательства халатности медперсонала. "Предлагаемые изменения позволят повысить ответственность медперсонала в ходе проведения операций и использовать данные видеофиксации в случаях безответственности и халатности лиц, участвующих в их проведении", - резюмируют разработчики законопроекта.
Авторами документа выступили депутаты Александр Агеев и Олег Нилов. Последний пояснил "Российской газете", что поправки ни в коем случае не направлены против врачей. "Мы не хотим повесить камеру над каждым из них, чтобы дисциплинировать. Речь о другом - в XXI веке секретарь вручную на бумаге составляет стенограмму проведенной операции. И, если потом начинаются какие-то разбирательства, кроме показаний самих врачей и этой стенограммы ничего и нет", - рассказал депутат.
Наоборот, по словам Олега Нилова, в некоторых случаях видеофиксация может защитить самих врачей от нападок ушлых адвокатов, и сможет помочь хирургам отстоять, как говорится, "честь халата".
Кстати, в последнее время нередко в Интернете размещаются видеоролики, снятые самими медиками, где они веселятся на фоне находящегося в "отключке" (под наркозом) пациента. Обычно такими шалостями злоупотребляют не хирурги или анестезиологи, конечно, а вспомогательный персонал. Будь над ними камера, весельчаки явно не рискнули бы снимать подобные видео.
"У людей есть право на видеофиксацию того, что с ними происходит, когда они находятся под наркозом и рядом нет никого из близких. Это поможет в разрешении возможных конфликтов", - считает депутат Нилов.
Иван Соловьев, профессор, доктор юридических наук:
- Инициатива вызывает много вопросов, на которые необходимо было бы получить четкие ответы. Например, в каком объеме будет производиться видеосъемка, что на ней должно быть отражено: все действия врачей досконально или только общая картинка? Если досконально, то это уже профессиональная съемка и стационарной камерой ее осуществить невозможно, нужен специальный оператор. Каков объем денежных средств, необходимых для закупки оборудования и оплаты труда операторов? Каков режим и срок хранения таких материалов и порядок предоставления в иные органы? Кроме того, только очень профессиональная экспертиза сможет при необходимости подтвердить факт того, что в ходе операции что-то пошло не так. Думаю, лучше работать над повышением качества хирургической работы и квалификации специалистов, повышать ответственность за брак в работе.
Сергей Варламов, эксперт Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:
- В целом, идея видеофиксации хода медицинских операций, проводимых с помощью общей анестезии, и нормативное закрепление использования подобного видеоматериала в случаях халатности лиц, участвующих при ее проведении, закономерна в сегодняшних реалиях. Сегодня подобное протоколирование осуществляется за деятельностью специалистов в совершенно разных областях: начиная от банковских кассиров, заканчивая пилотами гражданской авиации. Нормативное закрепление данных видеофиксации операций, проводимых под полной анестезией, способствовало бы расширению доказательственной базы в случаях неправомерных действий медперсонала лечебных учреждений. В настоящий момент некоторые операции записываются на видео, но такие материалы чаще используются в образовательных целях, то есть существуют как бы вне правового поля.