Свою версию знаменитой оперы на исторической сцене представил незаурядный гость из Риги Андрейс Жагарс. Волевым режиссерским решением он перенес действие драмы из Парижа середины XIX века в тот же город вечной любви, но уже наших дней. Болезнь главной героини тоже видоизменилась: в постановке Жагарса жизнь несчастной Виолетты прерывает не туберкулез, а злокачественная опухоль.
В театральных кругах режиссер слывет известным любителем поиграть с классикой. При этом Андрейс, по его словам, никогда и ни в чем не идет на поводу у зрителя:
- Публике свойственно отторгать все новое. Но я никогда не делаю того, что нравится зрителям. Да, они привыкли к классическому прочтению и не хотят ничего нового. Но ведь опера - это не застывший во времени жанр, она также должна расти, развиваться вместе с человечеством. Для меня взяться за постановку "Травиаты" в очередной раз - это словно бросить вызов самому себе. В то же время я не делаю переноса действия во времени просто для того, чтобы похулиганить. Для меня очень важно, чтобы этот перенос не работал против музыки и был убедительным. Почему действие происходит именно в наши дни? Потому что такой "Травиаты" у меня еще не было.
К слову, минская "Травиата" стала третьей в его биографии: две предыдущие версии оперы не первый год с успехом идут в Риге и Тель-Авиве. Спектакль Латвийской национальной оперы белорусские меломаны уже видели, Жагарс привозил постановку на Первый Рождественский оперный форум.
Чуть позже поклонников танцевального искусства Большой театр Беларуси пригласит на премьеру "Корсара", которая запланирована на 7 и 8 октября. Для постановки приключенческой танцевальной истории в Минск еще летом приехал балетмейстер Мариинского театра Санкт-Петербурга Вячеслав Хомяков:
- Беларусь - родина моих предков, отсюда мой дед и отец. Как только будет время, обязательно съезжу в деревню, чтобы посетить землю своих родных. Для меня очень приятно и почетно сотрудничать с белорусским Большим театром. Здесь очень профессиональная труппа, и работать с ними большое удовольствие. Поездив по разным странам, мне действительно есть с чем сравнивать.
Балет "Корсар" станет одной из самых масштабных репертуарных постановок театра. Сейчас в работе находится около 250 эскизов костюмов и более двух сотен предметов бутафории. Планируется, что на сцене разместится настоящий корабль, а воплощать красочную историю будет половина всей труппы театра.
Кстати, на премьеру в Минск обещал заглянуть ректор Академии Русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе - большой друг Вячеслава Хомякова.
Вслед за "Корсаром" и гала-концертом потчевать почтенную публику театр будет сразу двумя шедеврами Джакомо Пуччини: в феврале 2018 года здесь представят обновленную "Тоску" в постановке главного режиссера Михаила Панджавидзе (в прошлом - штатный режиссер и руководитель режиссерской группы Большого театра России) и чуть позже "Богему", руку к которой приложит худрук московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.
Эталон "большого стиля" 1948 года в постановке Леонида Баратова и художника Федора Федоровского выпадал из репертуара, но оказался живуч, и шесть лет назад роскошно одетый столп классики Большого театра ХХ века вернулся на сцену. Он не для слабаков: визуальное обилие, многолюдье, пролог, три антракта, общая продолжительность четыре часа. На 12-14 сентября театр выставляет маэстро Тугана Сохиева и первый эшелон певцов. Грешным царем Борисом станут басы Михаил Казаков и Дмитрий Ульянов, князем Шуйским - Роман Муравицкий и Максим Пастер, будут петь недавние артистки Молодежной оперной программы Большого, ныне солистки и завтрашний день труппы Ольга Кульчицкая и Юлия Мазурова плюс обаятельнейший профессионал Елена Манистина в партии Марины Мнишек. Для тех, кого бороды и хитрые думские дьяки раздражают как Петра Первого, у Большого есть альтернатива: уже с 15 сентября на Новой сцене пойдут подряд "Свадьба Фигаро" в постановке Уильяма Лейси, "Дон Паскуале" Тимофея Кулябина и "Идиот" Мечислава Вайнберга от Михаила Клауза, а на 18 октября запланирована премьера "Альцины" Генделя в версии фантастической Кэти Митчелл, копродукция с Международным оперным фестивалем в Экс-ан-Провансе.
Балетная труппа держится тренда на негромкое системное обновление и в репертуаре, и в составе. Шеф балета Махарбек Вазиев, как и обещал, настоял на присутствии в афише золотого фонда мировой классики: уже до потока новогодних "Щелкунчиков" кроме знакомых до оскомины "Лебединых...", "Дон Кихота" и "Драгоценностей" на радость балетоманам будут серии прежде редко исполняемых "Баядерки" и "Корсара" (четыре и пять соответственно, составов еще нет). Еще шеф балета предложит посмотреть, как выглядят рядом изысканные бессюжетные "Этюды" со рвущей страсти в клочья "Кармен-сюитой" (конец сентября - начало октября), а уже в ноябре скрестит "Этюды" с важной премьерой - одноактным "Забытая земля" Иржи Килиана на музыку "Симфонии-реквиема" Бенджамина Бриттена. Эти репертуарные тренды сигналят, что Вазиев продолжит упражнять труппу в академическом качестве танца. А уже названные в программках составы говорят о постепенном вводе новых имен: на дневных спектаклях будем смотреть на юную длинноножку Алену Ковалеву и бойкого 22-летнего итальянца Якопо Тисси, не говоря уже о новых лицах среди солистов среднего звена. Подтвердил шеф балета и готовность работать с хореографом Алексеем Ратманским: в ноябре театр покажет российскую премьеру его "Ромео и Джульетта".
В тему
Слухи о том, что в Большие театры Беларуси и России просто так не попасть, сильно преувеличены. Хотя своего представительства в России Большой театр Беларуси не имеет, билеты можно приобрести через Интернет на сайтах билетных операторов. Или обратиться непосредственно в кассу театра в день спектакля. Но билеты на некоторые постановки раскупаются в считаные дни...Что касается билетов в Большой театр России, то на официальном сайте www.bolshoi.ru при глубине продаж на полгода вперед есть билеты на самые разные спектакли, включая детские и хитовую классику. Например, 22 сентября можно попасть на роскошный балет Джорджа Баланчина "Драгоценности" - идет на исторической сцене. Билет в первый ряд партера обойдется в 15 тысяч рублей, в амфитеатр - от 10,5 тысячи рублей и дешевле. Еще есть билеты и на оперу "Свадьба Фигаро" на 19 сентября.
На сцене Большого театра Белоруссии поставили оперу "Травиата"