Айский мост через реку Катунь построен в 1979 году силами местного совхоза на тросах. Общая длина - 153 метра, грузоподъемность - 10 тонн. Покрытие дороги - дерево. Он соединил Алтайский район Алтайского края с Майминским районом соседней Республики Алтай. Сооружение поистине историческое, ведь до этого здесь действовали только паромные переправы. В советские годы от желающих проехать по нему не было отбоя, хотя проезд был платным. Но потом предприятие разорилось, мост захирел. А в 2013 году его и вовсе закрыли, поскольку ездить и ходить по нему стало опасно. К тому времени рядом уже действовал новый современный бетонный мост, так что проблем с переправой не было.
- В 2014 году после сильнейшего паводка мы увидели старый Айский мост в ужасном состоянии. Чтобы пройти по нему, нужно было перепрыгивать через "проплешины". Но несмотря на опасность и запрет, люди продолжали ходить, - рассказал "РГ" Юрий Васильев.
Тогда-то Юрий и решил выкупить мост, который после банкротства совхоза выставили на продажу. Требовалось лишь "всего-ничего" - найти четыре миллиона рублей. Парень не задумываясь продал однокомнатную квартиру, на которую копил несколько лет. Уговорил друга стать совладельцем не очень ликвидного имущества. Для этого Евгению Левину пришлось расстаться со своими машиной и гаражом. Родственники и друзья не могли поверить, что парни решили приобрести никому не нужную рухлядь. "Но ведь это наша история, почему не восстановить такое красивое сооружение", - удивляется Юрий.
Чтобы все сделать правильно, молодые люди нашли тех, кто почти сорок лет назад Айский мост строил. Ремонтировали его в основном на свои средства, многое делали своими руками. "Нам очень помогли местные жители с обеих сторон моста - и из Алтайского края, и из Республики Алтай. Наши знакомые, друзья и просто отзывчивые люди", - говорят молодые люди.
Создатель этно-музея из Майминского района Сергей Выползов помог с дизайном, а художница-любительница из Бийска украсила мост стилизованными изображениями алтайских пиктограмм и славянских символов. Так энтузиасты попытались показать, что мост соединяет не только два региона, но и две культуры.
За два года в реконструкцию старого Айского моста друзья вложили еще около шести миллионов рублей. "Все, что зарабатывали, вкладывали в наше детище. Пришлось, конечно, и занимать, но в банковские долги постарались не влезать", - подчеркивает Юрий Васильев.
В этом году обновленная переправа наконец-то заработала. Вход на нее с обеих сторон украшают массивные арки из могучего кедра. Их установили здесь не только для красоты, но и для того, чтобы исключить проезд автомобилей.
- У новых владельцев есть лицензия на использование моста в качестве автомобильного, но они решили сделать его пешеходным, - говорит замглавы Алтайского района Вадим Могилевцев. - Будут здесь активно развивать туризм. Мы такое начинание поддерживаем. И хорошо, что нашлись люди, которые восстановили этот бесхозный объект и хотят сделать из него еще одну достопримечательность Алтая.