13.09.2017 19:10
Экономика

Уральская оборонка перейдет на новую систему ценообразования

Ценообразование в ОПК переводят на рыночные рельсы
Текст:  Наталия Швабауэр (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №206 (7372)
В оборонно-промышленной отрасли начнут внедрять новую, мотивационную модель ценообразования. Об этом стало известно во время визита в Екатеринбург заместителя руководителя ФАС России Максима Овчинникова.
Читать на сайте RG.RU

Соответствующее постановление правительства РФ готовилось совместно антимонопольной службой, Минобороны и Минпромторгом по поручению президента, данному на Военно-промышленной комиссии. Проект нормативного акта уже согласован со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с Роскосмосом, Росатомом, Ростехом. Предположительно в конце октября его официально утвердят, а вступит в силу новая модель с 1 января 2018 года. Ее действие будет распространяться на всех головных исполнителей гособоронзаказа (ГОЗ) и участников кооперации.

- Предприятия получат понятный горизонт планирования - шесть лет. Цена серийной продукции будет определяться затратным методом только один раз, а дальше индексироваться в течение пяти лет, индекс определяет Минэкономразвития РФ. На шестом году вводится мораторий на ее рост. Дальше цикл повторяется, если не возникли условия для пересмотра базовой цены. К таким относятся, в частности, изменения конструкторской документации, внешней среды функционирования предприятий (например, курс валют), - пояснил Максим Овчинников.

Сибирские предприятия ОПК сократили выпуск гражданской продукции

По мнению антимонопольщиков, такой подход позволит заводам оставлять у себя все сэкономленные средства, значит, у них появятся стимулы отказаться от тотального засилья единственных поставщиков, развивать кооперацию, проводить дополнительные испытания, чтобы расширить пул, активнее инвестировать в производство. Действующая сейчас система демотивирует, поскольку позволяет собственную неэффективность свалить на заказчика.

- Тем самым мы преследуем цель создать в оборонке условия, сопоставимые с условиями работы предприятий в гражданской сфере. Только так мы существенно повысим инвестиционную привлекательность ОПК и увидим реальную себестоимость продукции. Объемы ГОЗ сокращаются, предприятия должны будут либо выходить на внешние рынки, чтобы компенсировать падение заказов на внутреннем, либо диверсифицировать производство. Но это невозможно без внедрения современных технологий, в том числе управленческих, - подчеркнул Максим Овчинников. - Без кардинального изменения мотивации результата не достичь. Она должна быть максимально рыночной. Сейчас же мы регулярно играем с предприятиями ОПК в кошки-мышки: упадут у них прямые затраты на десять процентов - по бумагам на столько же вырастут накладные. Себестоимость раздувается, потому что принцип расчета цены основан на так называемом затратном методе "издержки плюс". При фиксированном нормативе рентабельности в 10 процентов математика проста: на 100 рублей затрат 10 рублей чистой прибыли, на 200-20. Кто в этой ситуации станет уменьшать издержки? Все программы модернизации, в том числе реализуемые на госсредства, к сожалению, не сказываются на трудоемкости. Более того, на многих предприятиях трудоемкость оказывается выше, чем в советский период. Как такое возможно при наличии современных станков? С другой стороны, мы понимаем: если сразу "срезать" цену при снижении издержек, мотивация что-то делать у директоров пропадет совсем.

Сегодня себестоимость продукции раздувается, потому что принцип расчета цены основан на затратном методе "издержки плюс"

Как отмечают в ФАС, контроль ценообразования ГОЗ для службы является приоритетным, поскольку дает возможность существенно сэкономить бюджету и головным исполнителям. Нарушений в этой сфере фиксируется немного, около 20-30 в год по всей стране (для сравнения: касательно размещения ГОЗ - 700-800 в год). Крупных штрафов тоже пока не было: дело в том, что запреты, введенные ФЗ "О гособоронзаказе", распространяются лишь на контракты, заключенные после сентября 2015 года, а в ОПК много долгосрочных договоров.

В Волгограде обанкротившийся химзавод нашел потенциальных инвесторов

Зато превентивные меры контроля в рамках регистрации цен на вооружение и военную технику уже принесли пользу: лишь в 2016 году они позволили сэкономить около семи миллиардов бюджетных рублей.

Кроме того, ФАС совместно с Ростехнологиями занимается созданием информационно-аналитических систем, которые позволят в реальном времени проводить сравнительный анализ цен по госконтрактам и выявлять картельные сговоры на ранней стадии. Первой, через 1-1,5 года, начнут внедрять систему для закупок лекарственных средств. На очереди - система для ГОЗ. Проблема в отсутствии каталога продукции двойного назначения и той, что поставляется как сырье, материалы и комплектующие для ГОЗ, а без этого проводить анализ очень сложно.

В ФАС отмечают, что новые правила ценообразования разрабатывались коллективно, с привлечением руководителей предприятий.

- Думаю, модель, где не все накладные расходы включаются в цену, более правильная с точки зрения рынка. Она сделает экономику предприятий более прозрачной, - говорит исполнительный директор Уралтрансмаша Николай Бедняков.

Прямая речь

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ:

- У госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы, которую планируется утвердить до конца этого года, две особенности: изменение политики ценообразования и применение долгосрочных контрактов жизненного цикла. Мы хотим уйти от распространенного ныне "натурального хозяйства" и предоставить предприятиям возможность более широко использовать рыночные механизмы. Существующее правило формирования цены не позволяет получать более шести процентов прибыли. В себестоимость, таким образом, невозможно заложить инвестиции на развитие. Для снижения цены при увеличении серийности изделия необходимо активнее использовать контракты жизненного цикла. В пилотном режиме они уже заключаются с рядом предприятий.

Промышленность Свердловская область Урал и Западная Сибирь